Европейское искусство | Русское искусство XVIII века | Русское искусство первой половины XIX века | Русское искусство второй половины XIX века | Советское искусство |
Иконы | Современное искусство | Литература | События | Арткласс |
Положительно прекрасный человекПри анализе образа князя Мышкина обычно приводятся слова Достоевского: «Идея романа - моя старинная и любимая, но до того трудная, что я долго не смел браться за нее. Главная мысль романа - изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете, а особенно теперь». И далее, цитируя признание писателя, выделяют: «положительно прекрасное» лицо для Достоевского - Христос. Роман уже начат, письмо близкому человеку и мучительные раздумья художника над главным образом сводятся с внезапной мыслью, озарением, занесенным в записную книжку: «князь-Христос». Исследователи убеждены: в романе «Идиот» заключен и свой отклик на книгу Ренана. Сложными путями Достоевский выходил на создание образа «положительно прекрасного человека». Жизненная ситуация подсказала «князя». И Достоевский делает героя князем, не нарушая его связи с куманинской историей, потаенно присутствующей в романе. Имя же ему берется из «Истории Государства Российского». У Карамзина имя принадлежит не князю, а строителю-неудачнику Успенского собора в Московском Кремле и входит в «эсхатологический контекст». При претворении «старинного и любимого» образа «положительно прекрасного человека» Достоевский заставляет своего героя нести имя неудачника, а его петербургская будущность, начавшаяся 27 ноября 1867 года, писателем обречена на катастрофу. Игумен в чужом монастыре, но и неудачник-строитель - как осложняет Достоевский образ героя! Достоевский, встретившись с западной иконографией евангельских сюжетов, поступает подобно художнику средних веков, делавшему Христа своим современником, а трагическое завершение его земной жизни - небывалым событием городской повседневности своего времени. И первым или наиболее ранним примером такого решения для Достоевского был Христос «Дюрера» с Ордынки - герой, сломленный миром зла. Картина поражала «в общем сильным, но светлым» колоритом, традиционным для нидерландской школы и все же удивительным. И «свечение» самой картины противостояло озаренности, исходящей из пространства мира, враждебной ее герою. Ее «колорит белых ночей», вся световая атмосфера великого события заставляют вспомнить слова: когда Достоевскому-писателю необходимо создать «ощущение сверхмощной жизненной и духовной напряженности... тогда ему лучше служит тот белый свет без заката», царящий над летним Петербургом. Белые ночи у Достоевского - время потерь, катастроф, гибели. Время утраченных надежд Мечтателя и время гибели «необыкновенной красоты», время безумия «смиренного игумена» - «положительно прекрасного человека», «князя-Христа».
| Литература Живопись в романе Ф.М.Достовского «Идиот»Достоевский и картина Яна Мостарта «Се человек»Куманины. Из крестьян в дворяне.Фамильный ордынский дом КуманиныхМосковские реалии в романе «Идиот»След картины «Се человек» Мостарта в романе «Идиот»Иконографические прототипы романа «Идиот» Картины Гольбейна и Мостарта в романе «Идиот»Архитектура церкви Преображения на ОрдынкеСимволика зеленого цвета в романе «Идиот»Положительно прекрасный человекСовременные книги | |||
Европа
Иконы
Россия XVIII
Россия XIX-1
Россия XIX-2
СССР Галерея Литература События АртКласс | ||||
© Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021. Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы. |
Контакты На заметку Карта сайта |