Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

Положительно прекрасный человек

При анализе образа князя Мышкина обычно приводятся слова Достоевского: «Идея романа - моя старинная и любимая, но до того трудная, что я долго не смел браться за нее. Главная мысль романа - изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете, а особенно теперь». И далее, цитируя признание писателя, выделяют: «положительно прекрасное» лицо для Достоевского - Христос.

Роман уже начат, письмо близкому человеку и мучительные раздумья художника над главным образом сводятся с внезапной мыслью, озарением, занесенным в записную книжку: «князь-Христос». Исследователи убеждены: в романе «Идиот» заключен и свой отклик на книгу Ренана.

Сложными путями Достоевский выходил на создание образа «положительно прекрасного человека». Жизненная ситуация подсказала «князя». И Достоевский делает героя князем, не нарушая его связи с куманинской историей, потаенно присутствующей в романе. Имя же ему берется из «Истории Государства Российского». У Карамзина имя принадлежит не князю, а строителю-неудачнику Успенского собора в Московском Кремле и входит в «эсхатологический контекст».

При претворении «старинного и любимого» образа «положительно прекрасного человека» Достоевский заставляет своего героя нести имя неудачника, а его петербургская будущность, начавшаяся 27 ноября 1867 года, писателем обречена на катастрофу. Игумен в чужом монастыре, но и неудачник-строитель - как осложняет Достоевский образ героя!

Достоевский, встретившись с западной иконографией евангельских сюжетов, поступает подобно художнику средних веков, делавшему Христа своим современником, а трагическое завершение его земной жизни - небывалым событием городской повседневности своего времени. И первым или наиболее ранним примером такого решения для Достоевского был Христос «Дюрера» с Ордынки - герой, сломленный миром зла.

Картина поражала «в общем сильным, но светлым» колоритом, традиционным для нидерландской школы и все же удивительным. И «свечение» самой картины противостояло озаренности, исходящей из пространства мира, враждебной ее герою.

Ее «колорит белых ночей», вся световая атмосфера великого события заставляют вспомнить слова: когда Достоевскому-писателю необходимо создать «ощущение сверхмощной жизненной и духовной напряженности... тогда ему лучше служит тот белый свет без заката», царящий над летним Петербургом. Белые ночи у Достоевского - время потерь, катастроф, гибели.

Время утраченных надежд Мечтателя и время гибели «необыкновенной красоты», время безумия «смиренного игумена» - «положительно прекрасного человека», «князя-Христа».



 →  Главная  → Литература и изобразительное искусство   → Живопись в романе Ф.М.Достовского «Идиот»   → Положительно прекрасный человек  


Литература Живопись в романе Ф.М.Достовского «Идиот»Достоевский и картина Яна Мостарта «Се человек»Куманины. Из крестьян в дворяне.Фамильный ордынский дом КуманиныхМосковские реалии в романе «Идиот»След картины «Се человек» Мостарта в романе «Идиот»Иконографические прототипы романа «Идиот» Картины Гольбейна и Мостарта в романе «Идиот»Архитектура церкви Преображения на ОрдынкеСимволика зеленого цвета в романе «Идиот»Положительно прекрасный человекСовременные книги













 
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
  Европейское изобразительное искусство Древнерусская живопись и иконы Русское искусство XVIII века Русское искусство первой половины XIX века Русское искусство второй половины XIX века  
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021.
Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы
Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы.
Контакты
На заметку
Карта сайта