Европейское искусство | Русское искусство XVIII века | Русское искусство первой половины XIX века | Русское искусство второй половины XIX века | Советское искусство |
Иконы | Современное искусство | Литература | События | Арткласс |
Жан Батист Патер. «Майский праздник». Особый колоритЛица в картинах Патера, как правило, маловыразительны. Мы никогда не найдем у него той тонкой игры физиономии, какой отличаются персонажи Ватто, но его фигурки полны очарования, а их группировка говорит о большом композиционном мастерстве. Создавая свои картины, Патер никогда не делал предварительных эскизов, применяя тот же метод, который был характерен и для Ватто. Он постоянно заполнял свои небольшие рабочие альбомы многочисленными зарисовками с натуры, как бы заготовляя их впрок, безотносительно к какому-либо конкретному замыслу. Различным образом варьируя эти фигуры, объединяя их в группы, порой даже калькируя и перерисовывая их в обратную сторону, он составлял каждый раз новые композиции, между которыми, однако, почти всегда можно найти нечто родственное. Так, фигура танцующей дамы, изображенной спиной к зрителю, почти в аналогичной позе встретится нам и в «Сельском празднике» музея Акжера, и в картинах под тем же названием, находившихся ранее в собрании Ральф Бутс (Raeph Н. Booth) в Детройте, в замке Доорн и многих других. То же можно сказать и о группе из двух кавалеров и сидящей между ними дамы, которая является излюбленным мотивом Патера, хотя художник всегда так или иначе меняет положение отдельных персонажей. В картине «Увенчание пастушки» (бывшее собрание Буало в Лондоне) центральная фигура дана в измененной позе и оба кавалера помещены с одной стороны, но один из них повторяет фигуру и позу коленопреклоненного юноши, подносящего в дар птичье гнездышко. Таких примеров можно было бы назвать десятки. Они говорят о чисто декоративном подходе художника к своей задаче, целью которой было создание свободной и живописной, но в то же время гармонически уравновешенной композиции, строящейся на переплетении мягких округлых линий и ритмических повторах. Одним из главных достоинств живописи Патера является бесспорно ее колорит. Современные критики, порой излишне придирчивые к рисунку мастера, в один голос поют хвалу красоте и богатству его палитры. Здесь явно сказываются фламандские истоки его живописи, но силу и сочность цвета старых мастеров художник сменяет на изысканную игру нежных красок и сложное разнообразие оттенков. Патер любит легкие перламутровые тона, дымчатые переливающиеся тени, мягкие контуры, как бы тающие в воздухе, но этот общий приглушенный фон всегда оживлен у него каким-то ярким цветовым акцентом, выделяющим главные фигуры и придающим блеск и выразительность целому. Так, в картине из собрания ГМИИ ярко горит красный корсаж и синяя драпировка на желтой юбке танцующей у деревца молодой дамы. Однако эти цвета не составляют резкого контраста со всем окружающим благодаря двум соседствующим мужским фигурам в темных костюмах нейтральных тонов, создающих необходимый переход. Идиллический весенний пейзаж с его прозрачной листвой и голубыми далями неразрывно связан с фигурами. В нем нет таинственой задумчивости тенистых рощ и боскетов Ватто, но и у Патера он отнюдь не является просто фоном, в какой-то степени определяя настроение картины. Деревенский домик в глубине, около которого проходит праздник, напоминает уже те крестьянские постройки, которые введет в пейзажи Буше в 1740-1750-е годы, но по своей обобщенности и мягкости пейзажи Патера сильно отличаются от четко прорисованных и богатых развлекательными подробностями сценок этого последнего, оставаясь ближе традиции Ватто. Патер не датировал своей картины, но органичная целостность композиции наряду с мастерством живописного выполнения позволяют отнести это маленькое полотно уже к зрелому периоду его творчества первой половины 1730-х годов. Предположение это подтверждается сопоставлением с одной из немногих датированных картин художника, его известной «Ярмаркой в Безоне», приобретенной в свое время Фридрихом для дворца Сан-Суси в Потсдаме. «Ярмарка в Безоне» - одна из наиболее капитальных работ Патера по размерам (90х130 см) и количеству фигур - на первый взгляд значительно отличается от маленькой картины из собрания ГМИИ. Но она написана на тот же мотив сельского праздника с его изящно обыгранными бытовыми деталями, и построение центральных частей обеих картин весьма близко. Характер же построения правой части композиции и фигур главнейших персонажей почти совпадает. Это наводит на мысль, что оба произведения создавались приблизительно в одно время и датой картины ГМИИ может быть 1733 год - дата «Ярмарки в Безоне».
| Европейское искусство Сандро Боттичелли. «Благовещение»Ян ван ЭйкЯн Мостарт. «Се человек»Клод Лоррен. «Похищение Европы»Никола Пуссен. «Ринальдо и Армида»Никола Пуссен. «Пейзаж с Геркулесом и Какусом»Поздние пейзажи Никола ПуссенаНикола Ланкре. Галантные празднестваЖан Батист Патер. «Майский праздник»Ученик ВаттоСюжет и композицияОсобый колоритЛукас ван Уден. «Обоз»Ян Сиберехтс. «Брод»Ривьер. «Дама с лирой»Клод Моне. Чистый миф светаАнри Руссо. «Поэт и Муза» Ван Гог. «Прогулка заключенных»Пабло Пикассо. «Королева Изабо»Анри Матисс. «Раковина на черном мраморе» | |||
Европа
Иконы
Россия XVIII
Россия XIX-1
Россия XIX-2
СССР Галерея Литература События АртКласс | ||||
© Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021. Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы. |
Контакты На заметку Карта сайта |