Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Современное искусство Европейское искусство Русское искусство Советское искусство  
  Иконы Архитектура Литература Арткласс  
 

Жан Батист Патер. «Майский праздник». Сюжет и композиция

В отличие от произведений Ватто эта работа Патера имеет более определенный сюжет, связанный со старинным народным праздником в честь прихода весны, который справляли в день первого мая. На этом празднике выбиралась королева мая и сажалось «майское дерево», которое разукрашивали цветами и лентами.

На картине Патера деревцо с надетым на него венком помещено в самом центре композиции, а сидящая у дверей домика девушка, которой молодой человек преподносит птичье гнездышко, по-видимому, и есть майская королева. В живописи самого Ватто сюжет этот отсутствует, но у художников более младшего поколения мы встречаем его очень часто. Достаточно назвать картину Н. Ланкре из бывшего собрания П. Моргана или находящиеся в Лувре картины Удри и Кийара; у последнего есть также и офорт на эту тему.

Картина Кийара и по размерам, и по композиции, и по характеру персонажей очень близка к «Майскому дереву» из собрания ГМИИ. Так же как и у Патера, мы видим скромный деревенский домик, у входа в который расположилось изящное общество, слева - другую группу с танцующими фигурами в середине, за которыми открывается просвет вдаль, и в центре картины - посадку майского дерева, отнесенного в глубину сцены.

Овальное полотно Удри под названием «Весна» входило в серию «Времена года» и в качестве дессю-де-порта должно было украшать один из малых кабинетов Версальского дворца. Трактовка сюжета здесь уже совершенно иная. Пейзаж получает доминирующее значение. Исчезли все следы галантного празднества. Приход весны символизируется началом сельских работ - пахотой и выгоном стад на луга, но, так же как и в первых двух картинах, мы видим справа деревенский домик, а перед ним двоих крестьян, сажающих разукрашенное майское дерево.

Работа Удри, написанная в 1749 году,- это уже совсем новая и более реалистическая трактовка темы, хотя и возвращающаяся в чем-то к репертуару старой традиционной символики. Патер, обращаясь к этому мотиву, еще целиком опирается на Ватто как в общем замысле, так и в характере исполнения, сочетая жанрово-народные черты с той театрализованной идеализацией, которой отмечены подобные же сцены у его учителя.

Феерический мир оперы и балета с его сценическими эффектами и прославленными танцовщицами, популярные персонажи Итальянской комедии, балаганные актеры, своими фарсами развлекавшие публику на больших ярмарках, вновь оживают перед нами в живописных произведениях мастеров «галантных празднеств». Художники переносят на свои полотна те интермедии и дивертисменты, которые восхищали зрителей на театральных подмостках; они постоянно обращаются к образам знаменитых комических масок Пьеро, Арлекина, Скарамуша, используя их то в чисто декоративных, то в символических целях.

В «Майском празднике» Патера мы снова найдем многих из тех персонажей, которые фигурируют в его прелестной маленькой луврской композиции, носящей название «Актеры Итальянской комедии в парке». Даже костюм изысканного кавалера в розовом атласе, преклонившего колено перед майской королевой, напоминает своим покроем характерное одеяние ярмарочного Полишинеля.



Далее: Особый колорит

 →  Главная  → Европейское искусство: живопись, графика, скульптура   → Жан Батист Патер. «Майский праздник»   → Сюжет и композиция  


Европейское искусство Сандро Боттичелли. «Благовещение»Ян ван ЭйкЯн Мостарт. «Се человек»Клод Лоррен. «Похищение Европы»Никола Пуссен. «Ринальдо и Армида»Никола Пуссен. «Пейзаж с Геркулесом и Какусом»Поздние пейзажи Никола ПуссенаНикола Ланкре. Галантные празднестваЖан Батист Патер. «Майский праздник»Ученик ВаттоСюжет и композицияОсобый колоритЛукас ван Уден. «Обоз»Ян Сиберехтс. «Брод»Ривьер. «Дама с лирой»Клод Моне. Чистый миф светаАнри Руссо. «Поэт и Муза» Ван Гог. «Прогулка заключенных»Пабло Пикассо. «Королева Изабо»Анри Матисс. «Раковина на черном мраморе»




 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой  
  Галерея    События    Диалоги    Европа    Россия    СССР    Иконы    Архитектура    Литература    АртКласс  
 
  • Современная живопись
  • Пейзажи и зарисовки с натуры
  • Храм Ирины в Константинополе
  • Живопись Олега Иващенко
  • Коринфский ордер
  • Современная живопись
  • Архитектура набатейского храма Петры Каср Бинт Фараун
  • Современная живопись
 
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2016.
Живопись, архитектура, монументальное искусство, иконы, литература
Контакты
Обратная связь
Карта сайта