Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

Жан Батист Патер. «Майский праздник». Особый колорит

Лица в картинах Патера, как правило, маловыразительны. Мы никогда не найдем у него той тонкой игры физиономии, какой отличаются персонажи Ватто, но его фигурки полны очарования, а их группировка говорит о большом композиционном мастерстве. Создавая свои картины, Патер никогда не делал предварительных эскизов, применяя тот же метод, который был характерен и для Ватто. Он постоянно заполнял свои небольшие рабочие альбомы многочисленными зарисовками с натуры, как бы заготовляя их впрок, безотносительно к какому-либо конкретному замыслу.

Различным образом варьируя эти фигуры, объединяя их в группы, порой даже калькируя и перерисовывая их в обратную сторону, он составлял каждый раз новые композиции, между которыми, однако, почти всегда можно найти нечто родственное. Так, фигура танцующей дамы, изображенной спиной к зрителю, почти в аналогичной позе встретится нам и в «Сельском празднике» музея Акжера, и в картинах под тем же названием, находившихся ранее в собрании Ральф Бутс (Raeph Н. Booth) в Детройте, в замке Доорн и многих других. То же можно сказать и о группе из двух кавалеров и сидящей между ними дамы, которая является излюбленным мотивом Патера, хотя художник всегда так или иначе меняет положение отдельных персонажей. В картине «Увенчание пастушки» (бывшее собрание Буало в Лондоне) центральная фигура дана в измененной позе и оба кавалера помещены с одной стороны, но один из них повторяет фигуру и позу коленопреклоненного юноши, подносящего в дар птичье гнездышко.

Таких примеров можно было бы назвать десятки. Они говорят о чисто декоративном подходе художника к своей задаче, целью которой было создание свободной и живописной, но в то же время гармонически уравновешенной композиции, строящейся на переплетении мягких округлых линий и ритмических повторах. Одним из главных достоинств живописи Патера является бесспорно ее колорит. Современные критики, порой излишне придирчивые к рисунку мастера, в один голос поют хвалу красоте и богатству его палитры. Здесь явно сказываются фламандские истоки его живописи, но силу и сочность цвета старых мастеров художник сменяет на изысканную игру нежных красок и сложное разнообразие оттенков.

Патер любит легкие перламутровые тона, дымчатые переливающиеся тени, мягкие контуры, как бы тающие в воздухе, но этот общий приглушенный фон всегда оживлен у него каким-то ярким цветовым акцентом, выделяющим главные фигуры и придающим блеск и выразительность целому. Так, в картине из собрания ГМИИ ярко горит красный корсаж и синяя драпировка на желтой юбке танцующей у деревца молодой дамы. Однако эти цвета не составляют резкого контраста со всем окружающим благодаря двум соседствующим мужским фигурам в темных костюмах нейтральных тонов, создающих необходимый переход.

Идиллический весенний пейзаж с его прозрачной листвой и голубыми далями неразрывно связан с фигурами. В нем нет таинственой задумчивости тенистых рощ и боскетов Ватто, но и у Патера он отнюдь не является просто фоном, в какой-то степени определяя настроение картины.

Деревенский домик в глубине, около которого проходит праздник, напоминает уже те крестьянские постройки, которые введет в пейзажи Буше в 1740-1750-е годы, но по своей обобщенности и мягкости пейзажи Патера сильно отличаются от четко прорисованных и богатых развлекательными подробностями сценок этого последнего, оставаясь ближе традиции Ватто.

Патер не датировал своей картины, но органичная целостность композиции наряду с мастерством живописного выполнения позволяют отнести это маленькое полотно уже к зрелому периоду его творчества первой половины 1730-х годов. Предположение это подтверждается сопоставлением с одной из немногих датированных картин художника, его известной «Ярмаркой в Безоне», приобретенной в свое время Фридрихом  для дворца Сан-Суси в Потсдаме. «Ярмарка в Безоне» - одна из наиболее капитальных работ Патера по размерам (90х130 см) и количеству фигур - на первый взгляд значительно отличается от маленькой картины из собрания ГМИИ. Но она написана на тот же мотив сельского праздника с его изящно обыгранными бытовыми деталями, и построение центральных частей обеих картин весьма близко. Характер же построения правой части композиции и фигур главнейших персонажей почти совпадает. Это наводит на мысль, что оба произведения создавались приблизительно в одно время и датой картины ГМИИ может быть 1733 год - дата «Ярмарки в Безоне».



 →  Главная  → Европейское искусство: живопись, графика, скульптура   → Жан Батист Патер. «Майский праздник»   → Особый колорит  


Европейское искусство Сандро Боттичелли. «Благовещение»Ян ван ЭйкЯн Мостарт. «Се человек»Клод Лоррен. «Похищение Европы»Никола Пуссен. «Ринальдо и Армида»Никола Пуссен. «Пейзаж с Геркулесом и Какусом»Поздние пейзажи Никола ПуссенаНикола Ланкре. Галантные празднестваЖан Батист Патер. «Майский праздник»Ученик ВаттоСюжет и композицияОсобый колоритЛукас ван Уден. «Обоз»Ян Сиберехтс. «Брод»Ривьер. «Дама с лирой»Клод Моне. Чистый миф светаАнри Руссо. «Поэт и Муза» Ван Гог. «Прогулка заключенных»Пабло Пикассо. «Королева Изабо»Анри Матисс. «Раковина на черном мраморе»




 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой  
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
 
  • Современная живопись
  • Древнерусская живопись и иконы
  • Русское изобразительное искусство XVIII века
  • Русское искусство первой половины XIX века
  • Русское искусство второй половины XIX века
  • Европейское изобразительное искусство
 
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2019.
Живопись, архитектура, монументальное искусство, иконы, литература
Контакты
На заметку
Карта сайта