Европейское искусство | Русское искусство XVIII века | Русское искусство первой половины XIX века | Русское искусство второй половины XIX века | Советское искусство |
Иконы | Современное искусство | Литература | События | Арткласс |
Поздние пейзажи Никола Пуссена. Центральная перспективаПричина эффекта вместимости поздних пейзажей Пуссена заключается в том, что художник сознательно строит свои пейзажи на равновесии горизонталей и вертикалей, располагая горизонтальные и вертикальные элементы в таком же ритмическом взаимодействии, которое свойственно и архитектуре с ее пролетами и интервалами. Но такая геометрическая схема отсутствует в природе, пейзаж в основном горизонтален, и те вертикали, которые в нем существуют, не имеют прямого угла по отношению к земле. А так как внедрение в пространство является сущностью пейзажа, Пуссен должен был усилить и выделить те элементы, которые ведут наш глаз в глубину. Наиболее отвечающей этим требованиям была центральная перспектива с единой точкой схода. Но для Пуссена она была слишком жестка и искусственна по сравнению с тем, что может дать случайное решение, поэтому художник вводит в свои пейзажи вспомогательную схему диагоналей, которые неуклонно и ритмически ведут глаз к дальним планам. Этот особый принцип построения пейзажа, дающий исключительный эффект пространственности, объемности и глубины, впоследствии получивший развитие в искусстве Сезанна, наглядно выражен в пейзажах «Лето» и «Зима» из серии «Времена года» (Лувр). Обращаясь к образу мифологической природы, Пуссен выводит изображение за пределы настоящего мгновения и, лишая его случайности и быстротечности, сообщает ему вневременной характер. Но наряду с ощущением вечности и постоянства существования природы он стремится дать представление о самом движении жизни и ее развитии во времени. Плавный, текучий ритм пространства, созданный чередованием параллельных планов, протяженность интервалов рождают ощущение медленного движения времени, равномерно и неуклонно текущего из прошлого в будущее. Но вместе с тем природа в пейзаже Пуссена не обладает тем неопределенным, неизмеряемым бытием, как это можно увидеть в картинах Рубенса. Мир в пейзажах Рубенса в своем вечном движении, развитии и становлении не позволяет установить пространственные и временные границы явлений действительности. Пуссен, наоборот, словно раздвигает рамки изображенного момента и, охватывая природу в ее вечности, стремится дать представление о всеобщем процессе ее развития. На всем лежит печать времени, следы действия внутренних, эндогенных природных сил, тех процессов, которые меняют структуру мироздания. Крутые склоны русла реки, горы, словно вытолкнутые из недр земли могучей энергией, выветренные и расщепленные скалы, дерево, спаленное молнией на утесе, - вся эта стихийность и нерегулярность природных форм свидетельствует о неустанных движениях и изменениях, которые преобразуют облик мироздания. Далее: Созерцая картины Пуссена
| Европейское искусство Сандро Боттичелли. «Благовещение»Ян ван ЭйкЯн Мостарт. «Се человек»Клод Лоррен. «Похищение Европы»Никола Пуссен. «Ринальдо и Армида»Никола Пуссен. «Пейзаж с Геркулесом и Какусом»Поздние пейзажи Никола ПуссенаМиф об ОрионеПространственная бесконечностьЦентральная перспективаСозерцая картины ПуссенаНикола Ланкре. Галантные празднестваЖан Батист Патер. «Майский праздник»Лукас ван Уден. «Обоз»Ян Сиберехтс. «Брод»Ривьер. «Дама с лирой»Клод Моне. Чистый миф светаАнри Руссо. «Поэт и Муза» Ван Гог. «Прогулка заключенных»Пабло Пикассо. «Королева Изабо»Анри Матисс. «Раковина на черном мраморе» | |||
Европа
Иконы
Россия XVIII
Россия XIX-1
Россия XIX-2
СССР Галерея Литература События АртКласс | ||||
© Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021. Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы. |
Контакты На заметку Карта сайта |