Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Современное искусство Европейское искусство Русское искусство Советское искусство  
  Иконы Архитектура Литература Арткласс  
 

Поздние пейзажи Никола Пуссена. Пространственная бесконечность

Одним из важнейших аспектов пейзажного образа Пуссена является то чувство пространственной бесконечности природы, которое получило воплощение во многих пейзажах XV века.

Панорамные пейзажи Ф. Конинка, Я. Рейсдаля и других голландских мастеров, пейзажные полотна Рубенса, открывающие свободные пространства земли, словно запечатленной художником с высокого холма, откуда видны бескрайние просторы долин с плавными изгибами неторопливо текущих рек, пологие очертания холмов, увлекающие наш взгляд в глубину, к тающей в туманной дымке линии горизонта, - все эти пейзажи ярко раскрывают свойственное XV столетию ощущение пространственной бесконечности и беспредельности мироздания.

Пейзаж Пуссена внушает то же чувство грандиозности природы. Выбрав достаточно низкую точку зрения, примерно на уровне стоящего на земле человека, которую любили мастера эпохи Возрождения, Пуссен располагает уходящие в глубину параллельные планы таким образом, что взгляд зрителя способен охватить далекие пространства пейзажа. Следующие друг за другом тяжелые, плотные массы деревьев и гор, равномерно сокращающиеся и облегчающиеся по цвету в глубину, а также контраст переднего и заднего плана (мощного утеса слева и перспективы холмов), образуя далевой прорыв, рождают впечатление пространственной глубины и протяженности природы. Но в противоположность пейзажам Рубенса, где пространство в непрерывном единстве и бурной динамике, растекаясь за пределы рамы, утрачивает четкость очертаний, у Пуссена мы не найдем этой беспредельности. Его пространство имеет твердые композиционные границы и строится по принципу логической организованности.

Четко выделенный передний план обрамлен выступами скал и деревьев. Взгляд постепенно продвигается в глубину, он следует от одного плана к другому, фиксируя определенные этапы пространства, которые создают паузы и остановки в его движении в глубину; скользя по вершинам деревьев и уступам скал, наш глаз останавливается на замыкающих горизонт холмах.

Пуссен соблюдает здесь принцип построения пространства, свойственный классическому пейзажу, а также деление его на три цветовые зоны для усиления иллюзии глубины. Но, как отмечает П. Франкастель в статье, посвященной последним пейзажным композициям Пуссена, художник создает новые средства воплощения форм реального мира, повышая выразительность и насыщенность цветовой характеристики предметов, которая воспроизводит не только всю полноту их материальных качеств - фактуру, объемность, плотность, но также передает степень освещенности и местоположение их в пространстве. Можно наблюдать, как пластически ясные, объемные формы, по которым взгляд зрителя продвигается в глубину, замкнутость построения композиции, гладь реки, объединяющей элементы пейзажа, рождают впечатление единства, слитности пространства, ощущение его объемности, его поразительной вместимости.



Далее: Центральная перспектива

 →  Главная  → Европейское искусство: живопись, графика, скульптура   → Поздние пейзажи Никола Пуссена   → Пространственная бесконечность  


Европейское искусство Сандро Боттичелли. «Благовещение»Ян ван ЭйкЯн Мостарт. «Се человек»Клод Лоррен. «Похищение Европы»Никола Пуссен. «Ринальдо и Армида»Никола Пуссен. «Пейзаж с Геркулесом и Какусом»Поздние пейзажи Никола ПуссенаМиф об ОрионеПространственная бесконечностьЦентральная перспективаСозерцая картины ПуссенаНикола Ланкре. Галантные празднестваЖан Батист Патер. «Майский праздник»Лукас ван Уден. «Обоз»Ян Сиберехтс. «Брод»Ривьер. «Дама с лирой»Клод Моне. Чистый миф светаАнри Руссо. «Поэт и Муза» Ван Гог. «Прогулка заключенных»Пабло Пикассо. «Королева Изабо»Анри Матисс. «Раковина на черном мраморе»




 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой  
  Галерея    События    Диалоги    Европа    Россия    СССР    Иконы    Архитектура    Литература    АртКласс  
 
  • Современная живопись
  • Пейзажи и зарисовки с натуры
  • Храм Ирины в Константинополе
  • Живопись Олега Иващенко
  • Коринфский ордер
  • Современная живопись
  • Архитектура набатейского храма Петры Каср Бинт Фараун
  • Современная живопись
 
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2016.
Живопись, архитектура, монументальное искусство, иконы, литература
Контакты
Обратная связь
Карта сайта