Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

Созерцая картины Пуссена

Созерцая картины Пуссена, мы словно постигаем мир в его тысячелетнем развитии, в совокупности его прошедшего, настоящего и будущего.

Такой всеобъемлющий охват явлений действительности, создающий некий универсальный образ мироздания, сближает Пуссена с мировосприятием эпохи Возрождения. Божества, персонифицирующие силы и явления природы, воплощают веру художника в мудрое, гармоническое устройство мироздания и выражают пантеистические умонастроения, наложившие печать на все его искусство.

Вместе с тем в этом идеальном, замкнутом мире Пуссена нет ощущения полной изолированности и отстраненности от зрителя. Пуссен последовательно, «ступенями» вводит зрителя в пейзаж, самим построением композиции определяя порядок его рассмотрения. Свободно проходя открытый первый план - тихую заводь реки, изгибы которой как бы втягивают в пространство  пейзажа,- взгляд  задерживается  на  группе  нимф,   играющих  роль «ключа» в образной и композиционно-ритмической организации картины.  Фигуры нимф светлыми силуэтами выступают на фоне зелени пейзажа.  Их жесты и движения направляют наш взгляд к скале, где у пещеры Какуса   неподвижно стоит Геркулес. Как всегда широко используя поэтический  потенциал античной мифологии, художник наделяет образы богатством,  многоплановостью смысла, побуждая зрителя к поэтическим сопоставлениям и ассоциациям. Согласно древним мифам, нимфы вод и источников одновременно служили музами, вдохновляющими поэтов. Здесь, расположенные на переднем плане, у границы пейзажа, словно комментируя событие, они, подобно хору в античной драме, ведут эпическое повествование. Нимфа источника, изображенная справа, подобно античной статуе, украшает подножие Авентинского холма.

Выступая из воды, она делает шаг, и, следуя ей, мы начинаем движение в глубину. Но наряду с этим мы замечаем, что  в силуэте ее фигуры есть нечто, напоминающее изящный изгиб скрипичного   ключа, которым отмечают начало определенной мелодии, указывая на ее  тональность. А как мы знаем, Пуссен огромное значение придавал ритмической организации своих произведений и старался найти для каждой темы соответствующий ей композиционный строй, чтобы в зависимости от лежащей в основе произведения идеи сообщить картине определенное эмоциональное звучание. В письме к своему другу и покровителю Шантелу Пуссен  излагает свою теорию живописных ладов, которые в соответствии с античной терминологией он называет «модусами» и которые представляют собой «определенный и твердый порядок», благодаря которому картина выражает свою сущность и обретает способность «вызывать в зрителях различные страсти». «Мудрые древние,- пишет Пуссен,- приписывали каждому модусу особое, свойственное только ему действие. Поэтому они называли дорический модус крепким, важным и строгим и применяли его для сюжетов важных, строгих и полных мудрости», а чтобы добиться «мельчайших модуляций остроты формы... они применяли фригийский модус - сильный, неистовый, очень строгий, приводящий людей в изумление». Пуссен постоянно варьировал эмоциональный тон своих произведений.

Музыкальная ритмичность композиции, которая была присуща его ранним пейзажам («Пейзаж со св. Матфеем». Берлин, 1643-1644) с их плавным текучим ритмом пространства и гармонической сменой долин и холмов, здесь, в «Пейзаже с Геркулесом» сменяется сложным, напряженным ритмическим построением, основанным на контрастах и столкновениях форм. Спокойное течение реки прерывается крутыми отвесами скал и могучими деревьями, вершины которых, устремляясь ввысь, увлекают наш взгляд в бездонное пространство неба с его бурным движением клубящихся облаков. И если в «Пейзаже со св. Матфеем» основным стержнем композиции являлась расстилающаяся горизонталь, подчиняющая все элементы пейзажа, вызывающего чувство равновесия и эпического покоя, то здесь вертикаль скалы, масштаб которой подчеркивают фигуры нимф на первом плане, определяет основной тональный строй и ритмическое построение картины.

Композиционная четкость, логическая продуманность, ясность художественного выражения всегда были важнейшей особенностью искусства Пуссена, и но это отличительное качество его зрелых произведений не так обнажено в его позднем творчестве. Хотя, по выражению Хазлита, Пуссен всегда использовал природу в своих целях, отбирая и видоизменяя ее в соответствии с замыслом, но в поздних пейзажах он сумел достичь исключительного впечатления первозданности природы, наполнить ее жизнью и силой. В этом плане «Пейзаж с Геркулесом и Какусом» - одно из характерных произведений позднего творчества Пуссена, соединившее все лучшие черты его искусства. По интеллектуальной насыщенности и глубине содержания, по совершенству живописного воплощения он предвещает рождение «Времен года», открывая самую замечательную фазу творчества мастера.



 →  Главная  → Европейское искусство: живопись, графика, скульптура   → Поздние пейзажи Никола Пуссена   → Созерцая картины Пуссена  


Европейское искусство Сандро Боттичелли. «Благовещение»Ян ван ЭйкЯн Мостарт. «Се человек»Клод Лоррен. «Похищение Европы»Никола Пуссен. «Ринальдо и Армида»Никола Пуссен. «Пейзаж с Геркулесом и Какусом»Поздние пейзажи Никола ПуссенаМиф об ОрионеПространственная бесконечностьЦентральная перспективаСозерцая картины ПуссенаНикола Ланкре. Галантные празднестваЖан Батист Патер. «Майский праздник»Лукас ван Уден. «Обоз»Ян Сиберехтс. «Брод»Ривьер. «Дама с лирой»Клод Моне. Чистый миф светаАнри Руссо. «Поэт и Муза» Ван Гог. «Прогулка заключенных»Пабло Пикассо. «Королева Изабо»Анри Матисс. «Раковина на черном мраморе»




 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой  
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
 
  • Современная живопись
  • Древнерусская живопись и иконы
  • Русское изобразительное искусство XVIII века
  • Русское искусство первой половины XIX века
  • Русское искусство второй половины XIX века
  • Европейское изобразительное искусство
 
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2019.
Живопись, архитектура, монументальное искусство, иконы, литература
Контакты
На заметку
Карта сайта