Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Современное искусство Европейское искусство Русское искусство Советское искусство  
  Иконы Архитектура Литература Арткласс  
 

Поздние пейзажи Никола Пуссена. Центральная перспектива

Причина эффекта вместимости поздних пейзажей Пуссена заключается в том, что художник сознательно строит свои пейзажи на равновесии горизонталей и вертикалей, располагая горизонтальные и вертикальные элементы в таком же ритмическом взаимодействии, которое свойственно и архитектуре с ее пролетами и интервалами. Но такая геометрическая схема отсутствует в природе, пейзаж в основном горизонтален, и те вертикали, которые в нем существуют, не имеют прямого угла по отношению к земле. А так как внедрение в пространство является сущностью пейзажа, Пуссен должен был усилить и выделить те элементы, которые ведут наш глаз в глубину.

Наиболее отвечающей этим требованиям была центральная перспектива с единой точкой схода. Но для Пуссена она была слишком жестка и искусственна по сравнению с тем, что может дать случайное решение, поэтому художник вводит в свои пейзажи вспомогательную схему диагоналей, которые неуклонно и ритмически ведут глаз к дальним планам. Этот особый принцип построения пейзажа, дающий исключительный эффект пространственности, объемности и глубины, впоследствии получивший развитие в искусстве Сезанна, наглядно выражен в пейзажах «Лето» и «Зима» из серии «Времена года» (Лувр).

Обращаясь к образу мифологической природы, Пуссен выводит изображение за пределы настоящего мгновения и, лишая его случайности и быстротечности, сообщает ему вневременной характер. Но наряду с ощущением вечности и постоянства существования природы он стремится дать представление о самом движении жизни и ее развитии во времени. Плавный, текучий ритм пространства, созданный чередованием параллельных планов, протяженность интервалов рождают ощущение медленного движения времени, равномерно и неуклонно текущего из прошлого в будущее. Но вместе с тем природа в пейзаже Пуссена не обладает тем неопределенным, неизмеряемым бытием, как это можно увидеть в картинах Рубенса. Мир в пейзажах Рубенса в своем вечном движении, развитии и становлении не позволяет установить пространственные и временные границы явлений действительности. Пуссен, наоборот, словно раздвигает рамки изображенного момента и, охватывая природу в ее вечности, стремится дать представление о всеобщем процессе ее развития. На всем лежит печать времени, следы действия внутренних, эндогенных природных сил, тех процессов, которые меняют структуру мироздания. Крутые склоны русла реки, горы, словно вытолкнутые из недр земли могучей энергией, выветренные и расщепленные скалы, дерево, спаленное молнией на утесе, - вся эта стихийность и нерегулярность природных форм свидетельствует о неустанных движениях и изменениях, которые преобразуют облик мироздания.



Далее: Созерцая картины Пуссена

 →  Главная  → Европейское искусство: живопись, графика, скульптура   → Поздние пейзажи Никола Пуссена   → Центральная перспектива  


Европейское искусство Сандро Боттичелли. «Благовещение»Ян ван ЭйкЯн Мостарт. «Се человек»Клод Лоррен. «Похищение Европы»Никола Пуссен. «Ринальдо и Армида»Никола Пуссен. «Пейзаж с Геркулесом и Какусом»Поздние пейзажи Никола ПуссенаМиф об ОрионеПространственная бесконечностьЦентральная перспективаСозерцая картины ПуссенаНикола Ланкре. Галантные празднестваЖан Батист Патер. «Майский праздник»Лукас ван Уден. «Обоз»Ян Сиберехтс. «Брод»Ривьер. «Дама с лирой»Клод Моне. Чистый миф светаАнри Руссо. «Поэт и Муза» Ван Гог. «Прогулка заключенных»Пабло Пикассо. «Королева Изабо»Анри Матисс. «Раковина на черном мраморе»




 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой  
  Галерея    События    Диалоги    Европа    Россия    СССР    Иконы    Архитектура    Литература    АртКласс  
 
  • Современная живопись
  • Пейзажи и зарисовки с натуры
  • Храм Ирины в Константинополе
  • Живопись Олега Иващенко
  • Коринфский ордер
  • Современная живопись
  • Архитектура набатейского храма Петры Каср Бинт Фараун
  • Современная живопись
 
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2016.
Живопись, архитектура, монументальное искусство, иконы, литература
Контакты
Обратная связь
Карта сайта