Европейское искусство | Русское искусство XVIII века | Русское искусство первой половины XIX века | Русское искусство второй половины XIX века | Советское искусство |
Иконы | Современное искусство | Литература | События | Арткласс |
Созерцая картины ПуссенаСозерцая картины Пуссена, мы словно постигаем мир в его тысячелетнем развитии, в совокупности его прошедшего, настоящего и будущего. Такой всеобъемлющий охват явлений действительности, создающий некий универсальный образ мироздания, сближает Пуссена с мировосприятием эпохи Возрождения. Божества, персонифицирующие силы и явления природы, воплощают веру художника в мудрое, гармоническое устройство мироздания и выражают пантеистические умонастроения, наложившие печать на все его искусство. Вместе с тем в этом идеальном, замкнутом мире Пуссена нет ощущения полной изолированности и отстраненности от зрителя. Пуссен последовательно, «ступенями» вводит зрителя в пейзаж, самим построением композиции определяя порядок его рассмотрения. Свободно проходя открытый первый план - тихую заводь реки, изгибы которой как бы втягивают в пространство пейзажа,- взгляд задерживается на группе нимф, играющих роль «ключа» в образной и композиционно-ритмической организации картины. Фигуры нимф светлыми силуэтами выступают на фоне зелени пейзажа. Их жесты и движения направляют наш взгляд к скале, где у пещеры Какуса неподвижно стоит Геркулес. Как всегда широко используя поэтический потенциал античной мифологии, художник наделяет образы богатством, многоплановостью смысла, побуждая зрителя к поэтическим сопоставлениям и ассоциациям. Согласно древним мифам, нимфы вод и источников одновременно служили музами, вдохновляющими поэтов. Здесь, расположенные на переднем плане, у границы пейзажа, словно комментируя событие, они, подобно хору в античной драме, ведут эпическое повествование. Нимфа источника, изображенная справа, подобно античной статуе, украшает подножие Авентинского холма. Выступая из воды, она делает шаг, и, следуя ей, мы начинаем движение в глубину. Но наряду с этим мы замечаем, что в силуэте ее фигуры есть нечто, напоминающее изящный изгиб скрипичного ключа, которым отмечают начало определенной мелодии, указывая на ее тональность. А как мы знаем, Пуссен огромное значение придавал ритмической организации своих произведений и старался найти для каждой темы соответствующий ей композиционный строй, чтобы в зависимости от лежащей в основе произведения идеи сообщить картине определенное эмоциональное звучание. В письме к своему другу и покровителю Шантелу Пуссен излагает свою теорию живописных ладов, которые в соответствии с античной терминологией он называет «модусами» и которые представляют собой «определенный и твердый порядок», благодаря которому картина выражает свою сущность и обретает способность «вызывать в зрителях различные страсти». «Мудрые древние,- пишет Пуссен,- приписывали каждому модусу особое, свойственное только ему действие. Поэтому они называли дорический модус крепким, важным и строгим и применяли его для сюжетов важных, строгих и полных мудрости», а чтобы добиться «мельчайших модуляций остроты формы... они применяли фригийский модус - сильный, неистовый, очень строгий, приводящий людей в изумление». Пуссен постоянно варьировал эмоциональный тон своих произведений. Музыкальная ритмичность композиции, которая была присуща его ранним пейзажам («Пейзаж со св. Матфеем». Берлин, 1643-1644) с их плавным текучим ритмом пространства и гармонической сменой долин и холмов, здесь, в «Пейзаже с Геркулесом» сменяется сложным, напряженным ритмическим построением, основанным на контрастах и столкновениях форм. Спокойное течение реки прерывается крутыми отвесами скал и могучими деревьями, вершины которых, устремляясь ввысь, увлекают наш взгляд в бездонное пространство неба с его бурным движением клубящихся облаков. И если в «Пейзаже со св. Матфеем» основным стержнем композиции являлась расстилающаяся горизонталь, подчиняющая все элементы пейзажа, вызывающего чувство равновесия и эпического покоя, то здесь вертикаль скалы, масштаб которой подчеркивают фигуры нимф на первом плане, определяет основной тональный строй и ритмическое построение картины. Композиционная четкость, логическая продуманность, ясность художественного выражения всегда были важнейшей особенностью искусства Пуссена, и но это отличительное качество его зрелых произведений не так обнажено в его позднем творчестве. Хотя, по выражению Хазлита, Пуссен всегда использовал природу в своих целях, отбирая и видоизменяя ее в соответствии с замыслом, но в поздних пейзажах он сумел достичь исключительного впечатления первозданности природы, наполнить ее жизнью и силой. В этом плане «Пейзаж с Геркулесом и Какусом» - одно из характерных произведений позднего творчества Пуссена, соединившее все лучшие черты его искусства. По интеллектуальной насыщенности и глубине содержания, по совершенству живописного воплощения он предвещает рождение «Времен года», открывая самую замечательную фазу творчества мастера.
| Европейское искусство Сандро Боттичелли. «Благовещение»Ян ван ЭйкЯн Мостарт. «Се человек»Клод Лоррен. «Похищение Европы»Никола Пуссен. «Ринальдо и Армида»Никола Пуссен. «Пейзаж с Геркулесом и Какусом»Поздние пейзажи Никола ПуссенаМиф об ОрионеПространственная бесконечностьЦентральная перспективаСозерцая картины ПуссенаНикола Ланкре. Галантные празднестваЖан Батист Патер. «Майский праздник»Лукас ван Уден. «Обоз»Ян Сиберехтс. «Брод»Ривьер. «Дама с лирой»Клод Моне. Чистый миф светаАнри Руссо. «Поэт и Муза» Ван Гог. «Прогулка заключенных»Пабло Пикассо. «Королева Изабо»Анри Матисс. «Раковина на черном мраморе» | |||
Европа
Иконы
Россия XVIII
Россия XIX-1
Россия XIX-2
СССР Галерея Литература События АртКласс | ||||
© Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021. Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы. |
Контакты На заметку Карта сайта |