Европейское искусство | Русское искусство XVIII века | Русское искусство первой половины XIX века | Русское искусство второй половины XIX века | Советское искусство |
Иконы | Современное искусство | Литература | События | Арткласс |
Ван Гог. «Прогулка заключенных» - копия с гравюры Г.ДореФормально говоря, картина является копией с гравюры Гюстава Доре (1832-1883), знаменитого иллюстратора «Дон Кихота», «Гаргантюа и Пантагрюэля», «Божественной комедии» и многих других книг. Это не мешает ей быть чисто вангоговским произведением. Рассмотрим скопированную Ван Гогом гравюру. Доре не был гравером, он автор восьмидесяти тысяч рисунков-импровизаций, сделанных специально для гравирования; интересующий нас лист награвировал Пизан - лучший из граверов, сотрудничавших с Доре. Это иллюстрация к книге Бланшара Жеррольда «Лондон» (английское издание 1872 г.). Текст требовал от иллюстратора топографической точности в обрисовке мест и показа многих человеческих типов одновременно. Гравюра Доре входит в целую серию таких многоречивых иллюстраций и, как вся серия, проникнута духом романтизированного очеркизма. Показан шестиугольный двор Нью-Гейтской тюрьмы в Лондоне, в котором происходит так называемый парад заключенных: преступников многократно проводят перед сыщиками, чтобы те могли запомнить на будущее их лица. Кстати, сыщиков, носивших штатское (мы видим их в правом углу гравюры), в тогдашнем Лондоне было всего двенадцать, так что здесь подразумеваются вполне определенные лица. Вообще Лондон и всевозможные его «достопримечательности» Доре знал, по-видимому, хорошо: в Лондоне у него была мастерская и картинная галерея, экспонировавшая его живописные произведения. Место действия обрисовано Гюставом Доре романтически мрачным. Две птицы, парящие в верхней части гравюры, на границе света и тени, призваны подчеркнуть высоту стен; само действие («парад» заключенных) представляет собой колоритный, специфически тюремный местный обычай. Заключенные охарактеризованы не без преувеличений: это живописные типы «злодеев», с утрированно упругой походкой, с вызывающе демонстративным поведением, в связи с чем важную роль приобретает в гравюре поединок взглядов между заключенными и стражами. Наконец, интересы очеркиста заставляют Доре специально рассматривать тех и других вместе, как две разные группы «тюремных типов». Тюремщики размещены по дуге, концентрической кругу заключенных. Это геометрическое подобие делает группы наглядно сопоставимыми - тем более что они одинаково монолитны и одинаково хорошо освещены. Совсем иное находим у Ван Гога. Действие лишено у него топографической привязанности к Нью-Гейту, двор превращен из шестиугольного в прямоугольный или даже трапециевидный: дальняя стена стала гораздо уже, чем у Доре, так что боковые стиснули человеческий круг, а перспектива двора сделана глубже, оттого что заключенные помещены на два ряда каменных плит дальше от зрителя. Группа тюремщиков у Ван Гога дана как явно второстепенная. Она не освещена, и темно-синяя форма полицейского, как и голубой костюм господина в цилиндре, смотрятся скорее силуэтами, чем объемами. Так исчезло пластическое сопоставление обеих групп: несущественной стала встреча взглядов (полицейский у Ван Гога смотрит в землю), а тем самым перестал быть важным и специфический сюжет «парада» преступников перед сыщиками - перед нами вообще обычная прогулка заключенных по тюремному двору. Пожалуй, слово «прогулка» еще слишком конкретно по сравнению с тем, что изображает Ван Гог, и другое, более символическое название картины, которое иногда можно встретить в литературе,- «Круг заключенных» - вернее передает то очевидное обстоятельство, что художник показывает не отдельный эпизод, а как бы все тюремное существование в целом. Отметим также, что по сравнению с гравюрой Ван Гогом снижена активность узников. Иными словами, картина Ван Гога лишь на первый взгляд производит впечатление большого сходства с оригиналом Доре и Пизана. Внимательное сличение открывает в них существенные различия. Далее: Свет и человеческие фигуры
| Европейское искусство Сандро Боттичелли. «Благовещение»Ян ван ЭйкЯн Мостарт. «Се человек»Клод Лоррен. «Похищение Европы»Никола Пуссен. «Ринальдо и Армида»Никола Пуссен. «Пейзаж с Геркулесом и Какусом»Поздние пейзажи Никола ПуссенаНикола Ланкре. Галантные празднестваЖан Батист Патер. «Майский праздник»Лукас ван Уден. «Обоз»Ян Сиберехтс. «Брод»Ривьер. «Дама с лирой»Клод Моне. Чистый миф светаАнри Руссо. «Поэт и Муза» Ван Гог. «Прогулка заключенных»Копия с гравюры Г.ДореСвет и человеческие фигурыСреда и фактураЛичное переживаниеЖивописные копииПабло Пикассо. «Королева Изабо»Анри Матисс. «Раковина на черном мраморе» | |||
Европа
Иконы
Россия XVIII
Россия XIX-1
Россия XIX-2
СССР Галерея Литература События АртКласс | ||||
© Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021. Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы. |
Контакты На заметку Карта сайта |