Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

Ван Гог. «Прогулка заключенных». Свет и человеческие фигуры

Распределение темного и светлого было в черно-белой гравюре главным средством организации произведения. Их порядок у Ван Гога пересмотрен. В этом особенно убеждают черно-белые фотографии с картины.

Самыми темными на гравюре выглядят две центральные фигуры, рисующиеся силуэтами на светлом фоне, четыре провала окон, включая окно слева вверху, и тени на крайних справа фигурах заключенных. Все это – темные пятна примерно одинаковой интенсивности. У Ван Гога центральные две фигуры оказываются чуть ли не светлее прочих, окна довольно светлые (левое вообще едва заметно), зато неожиданно выделилось из общей массы стены окно в центре картины, у Доре и Пизана почти не видное. Аналогично не совпадают и самые светлые места на гравюре и в картине.

Эти перемены возникли вовсе не от перевода черно-белого изображения в цветное. Они объяснимы иными идейными задачами и различным пониманием всей пространственной среды у Доре и у Ван Гога.

На гравюре рассеянный, обычный для пасмурного Лондона, свет льется по диагонали слева направо, из глубины к переднему плану. В соответствии с этим тень делит надвое центральную стену, и другие полуразмытые тени, направленные в одну и ту же сторону, стелются у ног заключенных. Единство освещения соблюдено не вполне, но очевидно, что при некоторой непоследовательности, допущенной в угоду большей живописности гравюры, Доре и Пизан понимали его как достаточно конкретное.

У Ван Гога тени, падающие от фигур, разбросаны веером и стали чуть ли не темнее самих фигур, на стене тень отсутствует - конкретный источник света исчез. Свет вспыхивает, и тени сгущаются то здесь, то там, не повинуясь обыденной логике, лихорадочно, конвульсивно. Вообще свет количественно преобладает в картине над тенью, но оба они - зеленовато-голубые, какие-то подводные, да и сама деформация пространства, его неопределимость (не угадаешь, прямоугольник или трапеция лежит в плане двора) напоминают причудливое преломление форм в воде.

Деформация затрагивает и человеческие фигуры, вообще чрезвычайно интересные в этой картине Ван Гога.

В правой части круга заключенных - целый ряд обращенных к нам лиц,   каждое из которых написано лишь несколькими мазками. Печально, даже удивленно склоненная набок голова белокурого юноши, этакого простодушного Пьеро, почти соседствует с отвратительной звероподобной физиономией человека, шествующего прямо на зрителя. В сравнении с таким лицом «злодейские типы» Доре кажутся условными, театральными, но как раз у этого персонажа Ван Гог отнял вызывающий взгляд, обращенный его прототипом на полицейского, и наделил его долей той же пассивности, подавленности, которая господствует в других фигурах картины. Он последовательно ликвидировал в них упругость походки, «горделивую» подтянутость героев Доре и Пизана. Поперечные мазки, изгибающиеся и как бы провисающие к середине, одновременно моделируют объемы и вносят в них расслабляющую бескостность, скрывают структуру тела в аморфности одежд, обладающих несколько «веревочной», джутовой фактурой.

Фигуры слева, видимые в три четверти со спины, сохранили у Ван Гога пластическую силу моделировки, а мощь их физического движения, подчеркнутая сопоставлением разных темпов ходьбы гиганта и коротышки, еще преувеличена по сравнению с гравюрой: кажется, что они идут не по ровному месту, а с усилием поднимаются по склону. Но и здесь смысловой акцент сделан на подавленности персонажей, спины их сгорблены.

Еще далее по часовой стрелке заключенные как бы входят в самую плоскость левой стены, сгрудившись, замедляют шаг, сливаются в сплошную массу, а потом на дальнем плане поодиночке отделяются от нее, переходя в правую сторону. Эти самые дальние фигуры находятся в голубоватой теневой полосе и читаются как заполненные краской контуры.

Как видим, круг заключенных построен у Ван Гога с большим ритмическим разнообразием. Преобладание остается за фигурами пассивными, с обмякшими, словно бы ватными формами. Огромные, в два раза больше обычного головы придают им шаткость. По-видимому, здесь мы имеем дело с той сознательно примененной деформацией, о которой Ван Гог писал еще в 1888 году Э. Бернару. Этот прием, направляя внимание зрителей на бегло очерченные лица изображенных, одновременно исподволь внушает ощущение невозможности их самостоятельной ходьбы, всегда основанной на внутреннем физическом равновесии: человек здесь как бы раздваивается на лицо и тряпичную куклу, приводимую в движение извне. Так, движение живых в картине Ван Гога вдруг ужасает мертвенной механичностью в то самое время, когда неживая среда, наоборот, шевелится и оживает.

Ван Гог часто сетовал на свое недостаточное умение рисовать фигуры. Из Сен-Реми он тоже писал об этом брату: «Мне безумно интересно делать копии; поскольку сейчас у меня нет моделей, я при помощи этих копий не заброшу работу над фигурой... Они крайне необходимые мне пособия: я хочу учиться». Но вряд ли следует понимать подобные слова с буквальной прямолинейностью. Ван Гог, по-видимому, искал не мелочного правдоподобия или анатомической правильности рисунка, а его наилучшего в каждом случае соответствия замыслу, заранее подразумевавшему деформацию. В «Прогулке заключенных» такое соответствие кажется несомненным.



Далее: Среда и фактура

 →  Главная  → Европейское искусство: живопись, графика, скульптура   → Ван Гог. «Прогулка заключенных»   → Свет и человеческие фигуры  


Европейское искусство Сандро Боттичелли. «Благовещение»Ян ван ЭйкЯн Мостарт. «Се человек»Клод Лоррен. «Похищение Европы»Никола Пуссен. «Ринальдо и Армида»Никола Пуссен. «Пейзаж с Геркулесом и Какусом»Поздние пейзажи Никола ПуссенаНикола Ланкре. Галантные празднестваЖан Батист Патер. «Майский праздник»Лукас ван Уден. «Обоз»Ян Сиберехтс. «Брод»Ривьер. «Дама с лирой»Клод Моне. Чистый миф светаАнри Руссо. «Поэт и Муза» Ван Гог. «Прогулка заключенных»Копия с гравюры Г.ДореСвет и человеческие фигурыСреда и фактураЛичное переживаниеЖивописные копииПабло Пикассо. «Королева Изабо»Анри Матисс. «Раковина на черном мраморе»




 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой  
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
 
  • Современная живопись
  • Древнерусская живопись и иконы
  • Русское изобразительное искусство XVIII века
  • Русское искусство первой половины XIX века
  • Русское искусство второй половины XIX века
  • Европейское изобразительное искусство
 
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2019.
Живопись, архитектура, монументальное искусство, иконы, литература
Контакты
На заметку
Карта сайта