Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

Ван Гог. «Прогулка заключенных» - копия с гравюры Г.Доре

Формально говоря, картина является копией с гравюры Гюстава Доре (1832-1883), знаменитого иллюстратора «Дон Кихота», «Гаргантюа и Пантагрюэля», «Божественной комедии» и многих других книг. Это не мешает ей быть чисто вангоговским произведением.

Рассмотрим скопированную Ван Гогом гравюру. Доре не был гравером, он автор восьмидесяти тысяч рисунков-импровизаций, сделанных специально для гравирования; интересующий нас лист награвировал Пизан - лучший из граверов, сотрудничавших с Доре. Это иллюстрация к книге Бланшара Жеррольда «Лондон» (английское издание 1872 г.). Текст требовал от иллюстратора топографической точности в обрисовке мест и показа многих человеческих типов одновременно.

Гравюра Доре входит в целую серию таких многоречивых иллюстраций и, как вся серия, проникнута духом романтизированного очеркизма. Показан шестиугольный двор Нью-Гейтской тюрьмы в Лондоне, в котором происходит так называемый парад заключенных: преступников многократно проводят перед сыщиками, чтобы те могли запомнить на будущее их лица. Кстати, сыщиков, носивших штатское (мы видим их в правом углу гравюры), в тогдашнем Лондоне было всего двенадцать, так что здесь подразумеваются вполне определенные лица. Вообще Лондон и всевозможные его «достопримечательности» Доре знал, по-видимому, хорошо: в Лондоне у него была мастерская и картинная галерея, экспонировавшая его живописные произведения.

Место действия обрисовано Гюставом Доре романтически мрачным. Две птицы, парящие в верхней части гравюры, на границе света и тени, призваны подчеркнуть высоту стен; само действие («парад» заключенных) представляет собой колоритный, специфически тюремный местный обычай. Заключенные охарактеризованы не без преувеличений: это живописные типы «злодеев», с утрированно упругой походкой, с вызывающе демонстративным поведением, в связи с чем важную роль приобретает в гравюре поединок взглядов между заключенными и стражами. Наконец, интересы очеркиста заставляют Доре специально рассматривать тех и других вместе, как две разные группы «тюремных типов». Тюремщики размещены по дуге, концентрической кругу заключенных. Это геометрическое подобие делает группы наглядно сопоставимыми - тем более что они одинаково монолитны и одинаково хорошо освещены.

Совсем иное находим у Ван Гога. Действие лишено у него топографической привязанности к Нью-Гейту, двор превращен из шестиугольного в прямоугольный или даже трапециевидный: дальняя стена стала гораздо уже, чем у Доре, так что боковые стиснули человеческий круг, а перспектива двора сделана глубже, оттого что заключенные помещены на два ряда каменных плит дальше от зрителя. Группа тюремщиков у Ван Гога дана как явно второстепенная. Она не освещена, и темно-синяя форма полицейского, как и голубой костюм господина в цилиндре, смотрятся скорее силуэтами, чем объемами. Так исчезло пластическое сопоставление обеих групп: несущественной стала встреча взглядов (полицейский у Ван Гога смотрит в землю), а тем самым перестал быть важным и специфический сюжет «парада» преступников перед сыщиками - перед нами вообще обычная прогулка заключенных по тюремному двору. Пожалуй, слово «прогулка» еще слишком конкретно по сравнению с тем, что изображает Ван Гог, и другое, более символическое название картины, которое иногда можно встретить в литературе,- «Круг заключенных» - вернее передает то очевидное обстоятельство, что художник показывает не отдельный эпизод, а как бы все тюремное существование в целом. Отметим также, что по сравнению с гравюрой Ван Гогом снижена активность узников.

Иными словами, картина Ван Гога лишь на первый взгляд производит впечатление большого сходства с оригиналом Доре и Пизана. Внимательное сличение открывает в них существенные различия.



Далее: Свет и человеческие фигуры

 →  Главная  → Европейское искусство: живопись, графика, скульптура   → Ван Гог. «Прогулка заключенных»   → Копия с гравюры Г.Доре  


Европейское искусство Сандро Боттичелли. «Благовещение»Ян ван ЭйкЯн Мостарт. «Се человек»Клод Лоррен. «Похищение Европы»Никола Пуссен. «Ринальдо и Армида»Никола Пуссен. «Пейзаж с Геркулесом и Какусом»Поздние пейзажи Никола ПуссенаНикола Ланкре. Галантные празднестваЖан Батист Патер. «Майский праздник»Лукас ван Уден. «Обоз»Ян Сиберехтс. «Брод»Ривьер. «Дама с лирой»Клод Моне. Чистый миф светаАнри Руссо. «Поэт и Муза» Ван Гог. «Прогулка заключенных»Копия с гравюры Г.ДореСвет и человеческие фигурыСреда и фактураЛичное переживаниеЖивописные копииПабло Пикассо. «Королева Изабо»Анри Матисс. «Раковина на черном мраморе»




 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой  
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
 
  • Современная живопись
  • Древнерусская живопись и иконы
  • Русское изобразительное искусство XVIII века
  • Русское искусство первой половины XIX века
  • Русское искусство второй половины XIX века
  • Европейское изобразительное искусство
 
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2019.
Живопись, архитектура, монументальное искусство, иконы, литература
Контакты
На заметку
Карта сайта