Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

Ван Гог. «Прогулка заключенных». Среда и фактура

Ощущение безысходности кругового движения заключенных, независимого от собственной воли персонажей, усиливается активностью среды. Здесь не только царит произвол света и тени и не просто утрирована перспектива. Изгибаются очертания каменных плит, которыми вымощен двор тюрьмы; окна (особенно второе справа, с решеткой, помещенной скорее вдоль картинной плоскости, чем вдоль стены) вопреки всякой перспективе разворачиваются в сторону зрителя; стены словно бы дышат и в верхней части картины расцветают самыми неожиданными красками.

Здесь и глухие охряные цвета, и нежный лимонно-желтый, и розовый, и салатовый, и сапфировый. Эти краски то образуют подобие орнамента, сплошь заполняя расположенные лесенками группы «кирпичиков», на которые расчерчены стены, то заштриховывают их мелкими вертикальными мазками, между которыми виден голый холст, то обводят по контуру. Иные контуры внизу, наоборот, проведены в красочной массе ручкой кисти, то есть попросту процарапаны.

Основной фактурный эффект картины, разумеется, подсказан Ван Гогу самой гравюрой, которую он копировал, ее штриховой природой, но несопоставимая с усилием резца гравера легкость движения кисти, накладывающей вязкие «жгутики» краски, сообщает этому эффекту мягкость, текучесть и расслабленность. Стоит специально отметить большое фактурное богатство «Прогулки заключенных» и тем более - ее парадоксальную цветовую разработку.

Ван Гог сравнивал свою работу над копиями с интерпретацией музыкального произведения его исполнителем («Я использую черно-белые репродукции... как сюжеты. А затем я импровизирую цвет... стараясь припомнить... картины... Это «припоминание»... и есть моя интерпретация». В нашем случае, как, впрочем, в абсолютном большинстве своих копий, он «интерпретировал» произведение, никогда прежде не существовавшее в цвете, и организовывал его колорит весьма своеобразно.

Массы, свет и цвет в «Прогулке заключенных» представляют собой хорошо сбалансированное единство. Слабое порозовение цвета в нижних углах отвечает его сильному потеплению вверху; светлые зоны чередуются с темными; кругу движущихся фигур соответствуют в пространстве веерообразный разброс теней и, наоборот, светлая зона вверху, обладающая тенденцией к свертыванию в полукруг. Круг вообще приобрел в картине Ван Гога большее значение, чем у Доре. В композиции гравюры была заметная диагональ (левое окно - группа сыщиков справа), Ван Гог явно для ее приглушения погашает по цвету левое окно и акцентирует правые.

В то же время в его композиции прослеживается повторяющееся числовое сочетание 1 и 3 (такова группировка окон; так соотносится группа тюремщиков с кругом заключенных, разделенным углами стен натрое; на первом плане из массы заключенных выделены интервалами трое слева и рядом, отдельно,- центральный персонаж, фигуре которого вверху соответствует центральное окно; те же соотношения можно найти и в распределении цветовых пятен).

Общепринятые правильные слова о колорите «Прогулки заключенных» («цвета плесени и ржавчины») при ближайшем рассмотрении обнаруживают свою недостаточность. Цветовая разработка такова, что в верхней части картины стены тюрьмы кажутся сложенными из кирпича, внизу же напоминают натуральный камень. При этом нельзя определить границу этих материалов, и поскольку они написаны в однородной фактуре, то, непосредственно созерцая картину, зритель даже не отдает себе отчета в их различии. Этот странный камень к тому же имеет тенденцию к «оживанию», как мы видели выше. Таким образом, цветовое решение картины способствует трансформации изображенного, хотя и не вполне порывает с реальной предметностью. Его нельзя объяснить как систему световых рефлексов, цветных теней и т. п., на которых строится живописный образ у импрессионистов. Реальная красочность изображенного в «Прогулке заключенных» как бы отфильтрована через цветное стекло, и самый выбор цветофильтра символичен: он вносит в картину оттенок жутковатости и окончательно снимает с действия черты случайности, эпизодичности.

Эту деформацию цвета справедливо оценивают как «экспрессивную», то есть в плане ее непосредственного эмоционального воздействия на зрителя и (в том числе как средство для порождения ряда негативных ассоциаций - «ржавчина», «плесень» и т. п.). Но такое понимание необходимо дополнить учетом более абстрактной символики цвета, о которой Ван Гог неоднократно писал по разным поводам в своих письмах.

В «Прогулке заключенных» явное высветление и потепление, даже некоторая «радужность» тонов в верхней части картины, по-видимому, заслуживает именно такого толкования, тем более что в этой просветленной части находится изображение двух птиц. Они написаны у левой границы центральной стены четырьмя жел-товато-белыми мазками и, в отличие от птиц Доре и Пизана, кажутся, скорее, двумя большими бабочками - настолько коротки и округлы их крылья; в лучшем случае это могут быть голуби, образ которых обладает многовеко-  вой символикой. Господствующий рядом с ними желтый цвет обычно символизировал для Ван Гога «бесконечное» в его положительном аспекте (жизнь, хлеб и т. п.). Вероятно, следует поэтому видеть в верхней части  «Прогулки заключенных» проблеск надежды, вечности, внесенный в мир  замкнутости и безысходности. Трагичность картины от этого усиливается.



Далее: Личное переживание

 →  Главная  → Европейское искусство: живопись, графика, скульптура   → Ван Гог. «Прогулка заключенных»   → Среда и фактура  


Европейское искусство Сандро Боттичелли. «Благовещение»Ян ван ЭйкЯн Мостарт. «Се человек»Клод Лоррен. «Похищение Европы»Никола Пуссен. «Ринальдо и Армида»Никола Пуссен. «Пейзаж с Геркулесом и Какусом»Поздние пейзажи Никола ПуссенаНикола Ланкре. Галантные празднестваЖан Батист Патер. «Майский праздник»Лукас ван Уден. «Обоз»Ян Сиберехтс. «Брод»Ривьер. «Дама с лирой»Клод Моне. Чистый миф светаАнри Руссо. «Поэт и Муза» Ван Гог. «Прогулка заключенных»Копия с гравюры Г.ДореСвет и человеческие фигурыСреда и фактураЛичное переживаниеЖивописные копииПабло Пикассо. «Королева Изабо»Анри Матисс. «Раковина на черном мраморе»













 
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
  Европейское изобразительное искусство Древнерусская живопись и иконы Русское искусство XVIII века Русское искусство первой половины XIX века Русское искусство второй половины XIX века  
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021.
Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы
Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы.
Контакты
На заметку
Карта сайта