Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

Сандро Боттичелли. «Благовещение»

Согласно взглядам Возрождения, сущность вещей до конца открыта зрительному восприятию, поэтому в картине можно и должно изображать то, что может быть явлено в зрительном образе. Возрождение стремится найти в жестах фигур, в их позах, в мимике лиц возможно более точное зрительное соответствие чувствам и словам персонажей.

В «Благовещении» Боттичелли в позах и жестах персонажей, в их мимике зрительно «пересказано» все, что в иконе оставалось за пределами изображения или было вынесено, спроецировано на архитектурный фон. Картина Возрождения стремится свести до минимума несовпадение между тем, что можно увидеть в картине, и словесным текстом, который картина иллюстрирует.

В этом смысле можно сказать, что образный строй картины Возрождения в идеале не предполагает комментирования, истолкования, перетолкования, не предполагает интерпретации. Художник Возрождения стремится исчерпать содержание. Содержание иконы априори предполагается неисчерпаемым.

Две створки - Архангел Гавриил, Дева Мария (Аннунциата)
1495 - 1498
холст (перевод с дерева), темпера
45х13 см.
ГМИИ им. Пушкина, отдел искусства Старых мастеров

Сандро Боттичелли. «Благовещение»
Сандро Боттичелли. «Благовещение»

Кружок гуманистов
Во второй половине XV века, в годы творческого расцвета Боттичелли, в среде флорентийских деятелей новой культуры, «гуманистов», группировавшихся вокруг поэта и крупнейшего банкира Флоренции - Лоренцо Медичи Великолепного.

Динамика и действие картины
Действие происходит на фоне темной, с оливковым оттенком стены, над которой видно небо, подернутое дымкой облаков. Мария слегка склоняет голову, собираясь опуститься на колени перед божественным посланцем. Ее нервное асимметричное лицо отмечено волнением и покорностью. Легкий ангел, едва касающийся земли, обращается к ней. Он говорит о том, что Мария станет матерью спасителя мира.

Образ Богоматери
Богоматерь изображена в сиреневом платье и синем плаще, ее красная обувь выделяется на кирпично-коричневой земле. Яркое, но приятное сочетание цветов еще более усиливается алым цветом книги. Голову и плечи Марии окружает тончайшая вуаль, концы которой при поклоне красиво спускаются на грудь.

Фигура ангела
Эта фигура контрастирует с Богоматерью не только своей легкостью, но и светлотой. Однако за счет соседства с насыщенным оливковым цветом стены и радужными оттенками светло-сизых крыльев цвета ангела тоже воспринимаются как плотные. Контраст фигур не превращается в диссонанс, тем более что алые ворот и рукава ангела создают необходимый переход к топам одежды Богоматери.

Эволюция творчества
Нарастание условности в композиции сопровождалось у художника все большей религиозностью, склонностью к большей простоте одежд персонажей (что можно объяснять и как художественное обобщение форм и как религиозное «опрощение» мастера), усилением асимметрии лиц (то есть экспрессивной неправильности рисунка) и все большим драматизмом образов.



 →  Главная  → Европейское искусство: живопись, графика, скульптура   → Сандро Боттичелли. «Благовещение»  


Европейское искусство Сандро Боттичелли. «Благовещение»Кружок гуманистовДинамика и действие картиныОбраз БогоматериФигура ангелаЭволюция творчестваЯн ван ЭйкЯн Мостарт. «Се человек»Клод Лоррен. «Похищение Европы»Никола Пуссен. «Ринальдо и Армида»Никола Пуссен. «Пейзаж с Геркулесом и Какусом»Поздние пейзажи Никола ПуссенаНикола Ланкре. Галантные празднестваЖан Батист Патер. «Майский праздник»Лукас ван Уден. «Обоз»Ян Сиберехтс. «Брод»Ривьер. «Дама с лирой»Клод Моне. Чистый миф светаАнри Руссо. «Поэт и Муза» Ван Гог. «Прогулка заключенных»Пабло Пикассо. «Королева Изабо»Анри Матисс. «Раковина на черном мраморе»













 
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
  Европейское изобразительное искусство Древнерусская живопись и иконы Русское искусство XVIII века Русское искусство первой половины XIX века Русское искусство второй половины XIX века  
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021.
Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы
Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы.
Контакты
На заметку
Карта сайта