Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

Сандро Боттичелли. «Благовещение». Образ Богоматери

После этого беглого истолкования картины в целом рассмотрим более подробно обе фигуры в отдельности. Богоматерь изображена в сиреневом платье и синем плаще, ее красная обувь выделяется на кирпично-коричневой земле. Яркое, но приятное сочетание цветов еще более усиливается алым цветом книги. Голову и плечи Марии окружает тончайшая вуаль, концы которой при поклоне красиво спускаются на грудь. Вертикальные складки платья Марии контрастируют с дугообразными поперечными складками плаща, тонкая фигура - с массивным плотным одеянием. В свою очередь последнее делает Богоматерь похожей на статую, и эта напряженная весомость оказывается в парадоксальном противоречии с неестественным наклоном всей фигуры, начиная от самых подошв,- подчеркнутая тяжесть не оформлена архитектонически. Эта странность не может не напомнить, хотя бы отдаленно, флорентийскую скульптуру предшествующего XV века. Эта оглядка на прошлое не случайна у Боттичелли.

Особенно значимо в фигуре Богоматери движение синего плаща, ниспадающего слева большими угловатыми складками, но подхваченного рукой и очертившего дугу перед телом Марии. Сдвинутый набок (Мария и кланяется несколько в сторону) плащ готов соскользнуть за спину; его приходится слегка придержать, прижав при этом руку к сердцу. Так символический жест почтения и покорности сливается с естественным стремлением сохранить порядок в одежде.

Итальянские художники XV века часто изображали персонажей, придерживающих свои длинные одежды; казалось бы, и в этой картине тоже зафиксирован пластический мотив, подмеченный в самой жизни. Однако увидим, что раскрылся плащ далеко не случайным образом.

В изображениях Богоматери в XV веке встречались детали, способные смутить современного зрителя. Например, во фреске Пьеро делла Франческа «Мадонна дель Парто» («Мадонна беременная», ок. 1460 г.) платье Богоматери расстегнуто спереди, на ее округлившейся талии. В древнерусском искусстве существовали изображения Богоматери с Иисусом, который виден у нее во чреве. Сходные произведения появлялись в Испании (так называемая Vrgen de la esperanza). Одним из важнейших понятий в XV веке оставалось понятие лона: «лоно Авраамово», то есть, конечно, не живот его, а потомство (объединяемое к тому же верой), «быть в лоне церкви»; у выдающегося флорентийского поэта Анджело Полициано встречается даже выражение «принята в их лоно» в значении «окружена ими». Нахождение «в лоне» изображалось в искусстве более или менее буквально: к примеру, младенец сидит на коленях Марии, она, в свою очередь,- в ногах своей матери, св. Анны. Так показал это Мазаччо около 1424 года («Мадонна со св. Анной» в галерее Уффици). В начале XV века Леонардо да Винчи соблюдает тот же принцип, но превращает статический образ в некую как бы мимолетную символическую ситуацию, возникшую в динамике игры между бабушкой, внуком и матерью. Подобная замена явных символов намеками характерна и для другого великого флорентийца - Микеланджело. Интересно вспомнить его ранний рельеф «Мадонна у лестницы», относящийся к тому же последнему десятилетию XV века, что и «Благовещение» Боттичелли. В этом очень реалистическом по формам рельефе мотив младенца во чреве трактован с большой наглядностью через драпировку тканей.

Те же ткани мы видим в «Благовещении» ГМИИ, но чудесного младенца еще нет, потому что ангел только лишь благовествует о нем. О нем же символически возвещают края плаща, очертившие круг под грудью Марии. «Ты сошел в утробу Марии...» (Савонарола, из проповеди в Рождественский пост 1493 г.).

В той же руке, которой подхвачен угол плаща, Мария держит красную книгу. В евангельские времена книг еще не было, были свитки, и Боттичелли, вращавшийся среди гуманистов, собиравших древние рукописи, наверняка знал об этом. Он сознательно допустил анахронизм, следуя традиции и желая быть понятым. Как известно, византийские художники изображали Богоматерь с пряжей в сцене Благовещения. Так же было в Италии до начала XV века, но с этого времени появилась и стала обязательной если не в руках Марии, то хотя бы в ее комнате книга. Ее чаще всего показывали раскрытой на коленях Марии, а на страницах прямо писали слова из Библии, над которыми, как говорит легенда, она задумалась перед самым приходом ангела: «Се дева в чреве примет и родит сына...» (Книга Исайи, V, 14).



Далее: Фигура ангела

 →  Главная  → Европейское искусство: живопись, графика, скульптура   → Сандро Боттичелли. «Благовещение»   → Образ Богоматери  


Европейское искусство Сандро Боттичелли. «Благовещение»Кружок гуманистовДинамика и действие картиныОбраз БогоматериФигура ангелаЭволюция творчестваЯн ван ЭйкЯн Мостарт. «Се человек»Клод Лоррен. «Похищение Европы»Никола Пуссен. «Ринальдо и Армида»Никола Пуссен. «Пейзаж с Геркулесом и Какусом»Поздние пейзажи Никола ПуссенаНикола Ланкре. Галантные празднестваЖан Батист Патер. «Майский праздник»Лукас ван Уден. «Обоз»Ян Сиберехтс. «Брод»Ривьер. «Дама с лирой»Клод Моне. Чистый миф светаАнри Руссо. «Поэт и Муза» Ван Гог. «Прогулка заключенных»Пабло Пикассо. «Королева Изабо»Анри Матисс. «Раковина на черном мраморе»




 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой  
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
 
  • Современная живопись
  • Древнерусская живопись и иконы
  • Русское изобразительное искусство XVIII века
  • Русское искусство первой половины XIX века
  • Русское искусство второй половины XIX века
  • Европейское изобразительное искусство
 
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2019.
Живопись, архитектура, монументальное искусство, иконы, литература
Контакты
На заметку
Карта сайта