Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

Сандро Боттичелли. «Благовещение». Эволюция творчества

Боттичелли в некоторой степени использует характерные позиции из популярных во Флоренции XV века танцев, в которых партнеры, двигаясь отчасти на зрителя (заметьте разворот левой ступни ангела или сильный трехчетвертной поворот его головы, казалось бы, просто склоненной в профиль), делали жесты или полупоклоны в сторону друг друга.

Но трехчетвертные повороты фигур значат у Боттичелли и нечто более существенное: танец тождествен здесь вечности, а вечность распахнута сегодняшнему дню зрителя. В каком смысле? Как известно, наиболее естественной для изображения двух беседующих, а тем более беседовавших в далеком прошлом и без свидетелей, является замкнутая композиция из двух фигур, показанных в профиль. Конечно, ренессансные художники всегда более или менее разворачивали их на зрителя, но этому непременно давалось сюжетное оправдание. Например, такое: Мария читала и только что заметила ангела, она еще не успела повернуться к нему - как в боттичеллиевском «Благовещении» в Уффици. Зритель тут как бы ни при чем, событие происходит само в себе. А в московском «Благовещении» нет такой сюжетной мотивировки, так как художник явно возвращается к традиции иконного образа, разомкнутого на зрителя, рассчитанного на взаимное предстояние святых персонажей и молящегося - вечности и сегодняшнего дня.

Здесь следует вспомнить ту эволюцию, которую претерпел в своем творчестве Боттичелли. В таком раннем произведении, как «Мадонна евхаристии» (1472, Бостон, музей Гарднер), он выступает типично ренессансным художником, заметно его хорошее владение анатомией, светотенью, правильной перспективой и т. д. Но один из шедевров зрелого периода - «Рождение Венеры» (ок. 1485 г., Уффици)-свидетельствует, что некоторые из этих завоеваний оказались не нужны Боттичелли. Пространство дано теперь очень условно, а фигуры расположены так, что картина вот-вот уподобится плоскому ковру. Еще поразительнее поздний шедевр Боттичелли- «Рождество» в Лондонской Национальной галерее (1501). Персонажи расположены здесь в несколько ярусов: те, кто ближе, оказываются меньше остальных; центральные фигуры крупнее боковых. Иными словами, в картине присутствуют иерархический принцип масштабности и обратная перспектива, то есть почти средневековое построение пространства.

Нарастание условности в композиции сопровождалось у художника все большей религиозностью, склонностью к большей простоте одежд персонажей (что можно объяснять и как художественное обобщение форм и как религиозное «опрощение» мастера), усилением асимметрии лиц (то есть экспрессивной неправильности рисунка) и все большим драматизмом образов.

Как видим, в позднем творчестве Боттичелли с определенностью обнаружились архаизирующие тенденции. И «Благовещение» ГМИИ оказалось не чуждо им. В этом произведении противоречиво переплетены многие художественные и идеологические тенденции, отражающие сложность и переходный характер эпохи Возрождения.



 →  Главная  → Европейское искусство: живопись, графика, скульптура   → Сандро Боттичелли. «Благовещение»   → Эволюция творчества  


Европейское искусство Сандро Боттичелли. «Благовещение»Кружок гуманистовДинамика и действие картиныОбраз БогоматериФигура ангелаЭволюция творчестваЯн ван ЭйкЯн Мостарт. «Се человек»Клод Лоррен. «Похищение Европы»Никола Пуссен. «Ринальдо и Армида»Никола Пуссен. «Пейзаж с Геркулесом и Какусом»Поздние пейзажи Никола ПуссенаНикола Ланкре. Галантные празднестваЖан Батист Патер. «Майский праздник»Лукас ван Уден. «Обоз»Ян Сиберехтс. «Брод»Ривьер. «Дама с лирой»Клод Моне. Чистый миф светаАнри Руссо. «Поэт и Муза» Ван Гог. «Прогулка заключенных»Пабло Пикассо. «Королева Изабо»Анри Матисс. «Раковина на черном мраморе»




 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой  
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
 
  • Современная живопись
  • Древнерусская живопись и иконы
  • Русское изобразительное искусство XVIII века
  • Русское искусство первой половины XIX века
  • Русское искусство второй половины XIX века
  • Европейское изобразительное искусство
 
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2019.
Живопись, архитектура, монументальное искусство, иконы, литература
Контакты
На заметку
Карта сайта