Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Современное искусство Европейское искусство Русское искусство Советское искусство  
  Иконы Архитектура Литература Арткласс  
 

Сандро Боттичелли. «Благовещение». Эволюция творчества

Боттичелли в некоторой степени использует характерные позиции из популярных во Флоренции XV века танцев, в которых партнеры, двигаясь отчасти на зрителя (заметьте разворот левой ступни ангела или сильный трехчетвертной поворот его головы, казалось бы, просто склоненной в профиль), делали жесты или полупоклоны в сторону друг друга.

Но трехчетвертные повороты фигур значат у Боттичелли и нечто более существенное: танец тождествен здесь вечности, а вечность распахнута сегодняшнему дню зрителя. В каком смысле? Как известно, наиболее естественной для изображения двух беседующих, а тем более беседовавших в далеком прошлом и без свидетелей, является замкнутая композиция из двух фигур, показанных в профиль. Конечно, ренессансные художники всегда более или менее разворачивали их на зрителя, но этому непременно давалось сюжетное оправдание. Например, такое: Мария читала и только что заметила ангела, она еще не успела повернуться к нему - как в боттичеллиевском «Благовещении» в Уффици. Зритель тут как бы ни при чем, событие происходит само в себе. А в московском «Благовещении» нет такой сюжетной мотивировки, так как художник явно возвращается к традиции иконного образа, разомкнутого на зрителя, рассчитанного на взаимное предстояние святых персонажей и молящегося - вечности и сегодняшнего дня.

Здесь следует вспомнить ту эволюцию, которую претерпел в своем творчестве Боттичелли. В таком раннем произведении, как «Мадонна евхаристии» (1472, Бостон, музей Гарднер), он выступает типично ренессансным художником, заметно его хорошее владение анатомией, светотенью, правильной перспективой и т. д. Но один из шедевров зрелого периода - «Рождение Венеры» (ок. 1485 г., Уффици)-свидетельствует, что некоторые из этих завоеваний оказались не нужны Боттичелли. Пространство дано теперь очень условно, а фигуры расположены так, что картина вот-вот уподобится плоскому ковру. Еще поразительнее поздний шедевр Боттичелли- «Рождество» в Лондонской Национальной галерее (1501). Персонажи расположены здесь в несколько ярусов: те, кто ближе, оказываются меньше остальных; центральные фигуры крупнее боковых. Иными словами, в картине присутствуют иерархический принцип масштабности и обратная перспектива, то есть почти средневековое построение пространства.

Нарастание условности в композиции сопровождалось у художника все большей религиозностью, склонностью к большей простоте одежд персонажей (что можно объяснять и как художественное обобщение форм и как религиозное «опрощение» мастера), усилением асимметрии лиц (то есть экспрессивной неправильности рисунка) и все большим драматизмом образов.

Как видим, в позднем творчестве Боттичелли с определенностью обнаружились архаизирующие тенденции. И «Благовещение» ГМИИ оказалось не чуждо им. В этом произведении противоречиво переплетены многие художественные и идеологические тенденции, отражающие сложность и переходный характер эпохи Возрождения.



 →  Главная  → Европейское искусство: живопись, графика, скульптура   → Сандро Боттичелли. «Благовещение»   → Эволюция творчества  


Европейское искусство Сандро Боттичелли. «Благовещение»Кружок гуманистовДинамика и действие картиныОбраз БогоматериФигура ангелаЭволюция творчестваЯн ван ЭйкЯн Мостарт. «Се человек»Клод Лоррен. «Похищение Европы»Никола Пуссен. «Ринальдо и Армида»Никола Пуссен. «Пейзаж с Геркулесом и Какусом»Поздние пейзажи Никола ПуссенаНикола Ланкре. Галантные празднестваЖан Батист Патер. «Майский праздник»Лукас ван Уден. «Обоз»Ян Сиберехтс. «Брод»Ривьер. «Дама с лирой»Клод Моне. Чистый миф светаАнри Руссо. «Поэт и Муза» Ван Гог. «Прогулка заключенных»Пабло Пикассо. «Королева Изабо»Анри Матисс. «Раковина на черном мраморе»




 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой  
  Галерея    События    Диалоги    Европа    Россия    СССР    Иконы    Архитектура    Литература    АртКласс  
 
  • Современная живопись
  • Пейзажи и зарисовки с натуры
  • Храм Ирины в Константинополе
  • Живопись Олега Иващенко
  • Коринфский ордер
  • Современная живопись
  • Архитектура набатейского храма Петры Каср Бинт Фараун
  • Современная живопись
 
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2016.
Живопись, архитектура, монументальное искусство, иконы, литература
Контакты
Обратная связь
Карта сайта