Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

Сандро Боттичелли. «Благовещение». Кружок гуманистов.

Творческий расцвет Боттичелли

Во второй половине XV века, в годы творческого расцвета Боттичелли, в среде флорентийских деятелей новой культуры, «гуманистов», группировавшихся вокруг поэта и крупнейшего банкира Флоренции - Лоренцо Медичи Великолепного, время расцвета культуры Древнего Рима, время Цезаря и Августа, стало почитаться образцом и в политическом отношении. Цезаристские настроения в дальнейшем облегчили аристократизацию стоявшего у власти сословия крупных торговцев и банкиров и постепенную обратную феодализацию итальянского общества, произошедшую в следующем, XV веке. К кругу Лоренцо принадлежали также философы-неоплатоники Марсилио Фичино и Пико делла Мирандола, пытавшиеся превратить гуманизм в стройную систему, объясняющую мир; при этом они встали на путь идеализма и даже мистики, сделав, казалось бы, шаг назад по сравнению с ранними гуманистами. Но в их учении были и новые, прогрессивные черты: они как никогда высоко оценили место и активную роль человека в мире (знаменитая речь Пико так и называлась: «О достоинстве человека»); они учили, что все религии, включая христианскую, являются символическими, то есть иносказательным (и потому неполным, искаженным) выражением некой единой для всего мира истины.

Сандро Боттичелли принадлежал в 70-80-е годы как раз к этому изысканному ученому кругу и был лучшим представителем этой культуры в живописи. Свои наиболее знаменитые в наши дни картины - «Весну», «Рождение Венеры», а также, вероятно, «Венеру и Марса» - он написал для двоюродного брата Лоренцо Великолепного. Для него же были созданы иллюстрации к «Божественной комедии» Данте, часть которых была использована неизвестным гравером для знаменитого издания поэмы в 1480 году с комментариями Кристофоро Ландино. Таким образом, Боттичелли создал первые в искусстве Возрождения картины на темы античной мифологии и современной ему антикизирующей поэзии.

Именно благодаря этой группе произведений, а также многочисленным изображениям Мадонны за Боттичелли утвердилась репутация художника сладостно-мечтательного, утонченно-изысканного, женственного; принято даже говорить о меланхолической хрупкости его образов. Это не вполне верное мнение: изощренность контуров не мешала у Боттичелли строгости и лапидарности форм, а эмоциональное наполнение его искусства понималось современниками иначе, чем сейчас. Когда миланский герцог Лодовико Моро искал подходящего художника для некой стенной росписи, его агент, сообщая о работавших во Флоренции мастерах, так рекомендовал Боттичелли: «Его произведения отличаются мужественным духом». Боттичелли в своем творчестве очень разнообразен, он создал ряд трагических произведений («Клевета», «Покинутая», два «Оплакивания» и др.).

Движение Савонаролы

В 90-е годы Флоренция была охвачена движением Савонаролы. Савонарола был по своему складу правдоискателем, боровшимся против эгоизма, стяжательства и роскоши. Религиозная исступленность соединялась у него с гуманистической образованностью, ораторский дар проповедника - с сильнейшим антиаристократическим пафосом. Будучи приглашенным во Флоренцию в 1490 году, он стал настоятелем монастыря Сан Марко, а вскоре после смерти Лоренцо Великолепного оказался главой могучего народного движения и фактическим правителем города. Наследники Медичи в 1494 году оказались изгнанными, и по инициативе Савонаролы была проведена реформа правления. «Я говорю, что ныне Христос пришел во Флоренцию, чтобы исцелить ее - и ты со своей стороны должен стремиться быть милостивым к ближнему»,- так проповедовал Савонарола по поводу реформы. Он требовал также обновления церкви, обличал пороки римского папы и его окружения.

Папа подверг его отлучению от церкви, вскоре отшатнулась от Савонаролы и часть сторонников, напуганных экономическими и военными трудностями, которые переживала Флоренция, суровостью идеалов Савонаролы, все больше обнаруживавших свою утопичность, или, наконец, просто фактом его отлучения. В 1498 году противники и многие из поклонников Савонаролы совместно стали вынуждать его взойти вместе с представителями враждебной партии на костер для доказательства своей правоты (утверждалось, что на подобном «суде божьем» огонь не принесет вреда правому). Савонарола не разделял этой веры, но, полагая необходимым показать пример самоотверженности, явился на испытание. («Многие претерпят мученичество, прежде чем правда восторжествует... Если бы сейчас явился Христос, его бы распяли вновь»,- так говорил Савонарола в проповедях несколько лет подряд, прямо предрекая и свою собственную казнь). Не явились на испытание противники; прождав весь день, Савонарола отказался без них всходить на костер. Вскоре он был арестован папскими агентами и сожжен как еретик, будто бы выдавший себя за чудотворца. Сторонники Савонаролы потерпели поражение, но и в самой его смерти предпочитали видеть чудесное исполнение его пророчеств. «Благовещение» Боттичелли, принадлежащее ГМИИ, относится к этой бурной эпохе.



Далее: Динамика и действие картины

 →  Главная  → Европейское искусство: живопись, графика, скульптура   → Сандро Боттичелли. «Благовещение»   → Кружок гуманистов  


Европейское искусство Сандро Боттичелли. «Благовещение»Кружок гуманистовДинамика и действие картиныОбраз БогоматериФигура ангелаЭволюция творчестваЯн ван ЭйкЯн Мостарт. «Се человек»Клод Лоррен. «Похищение Европы»Никола Пуссен. «Ринальдо и Армида»Никола Пуссен. «Пейзаж с Геркулесом и Какусом»Поздние пейзажи Никола ПуссенаНикола Ланкре. Галантные празднестваЖан Батист Патер. «Майский праздник»Лукас ван Уден. «Обоз»Ян Сиберехтс. «Брод»Ривьер. «Дама с лирой»Клод Моне. Чистый миф светаАнри Руссо. «Поэт и Муза» Ван Гог. «Прогулка заключенных»Пабло Пикассо. «Королева Изабо»Анри Матисс. «Раковина на черном мраморе»













 
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
  Европейское изобразительное искусство Древнерусская живопись и иконы Русское искусство XVIII века Русское искусство первой половины XIX века Русское искусство второй половины XIX века  
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021.
Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы
Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы.
Контакты
На заметку
Карта сайта