Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

Сандро Боттичелли. «Благовещение». Динамика и действие картины

Действие происходит на фоне темной, с оливковым оттенком стены, над которой видно небо, подернутое дымкой облаков. Мария слегка склоняет голову, собираясь опуститься на колени перед божественным посланцем. Ее нервное асимметричное лицо отмечено волнением и покорностью. Легкий ангел, едва касающийся земли, обращается к ней; он говорит о том, что Мария станет матерью спасителя мира. В верхнем левом углу в облаках виден Бог-отец. Его полуфигура окружена ангелочками и золотыми лучами.

Представленный на картине эпизод описан в Евангелии от Луки (гл. 1, ст. 26-38) и имеет отношение к двум важнейшим христианским догматам: о воплощении Бога-сына и непорочном зачатии. Но Благовещение для людей XV века было не только темой религиозных переживаний и давним событием Священной истории, но и ежегодным праздником. Он отмечался 25 марта и широко популяризировался орденом сервитов, строившим по всей Италии храмы Аннунциаты, то есть Марии, получившей благую весть. В народе день 25 марта был прочно связан с идеей плодородия; считалось, что этот день благословляет, например, начало сева и посадок. У флорентийцев, особенно флорентийцев 90-х годов XV века, к празднику Благовещения было совсем особое отношение. Во-первых, с него начинался во Флоренции новый год. Во-вторых, как объявил в 1495 году Савонарола, в этот день сама Богоматерь будто бы обещала ему оказывать покровительство Флоренции.

Картина ГМИИ не единственное произведение Боттичелли на тему Благовещения; для лучшего понимания ее своеобразия полезно сопоставить ее хотя бы с наиболее знаменитым «Благовещением» мастера - в галерее Уффици (1489-1490; 150х156 см). В этой картине «художник вносит в сцену, обычно столь идиллическую, непривычную смятенность. Ангел врывается в комнату и стремительно падает на колени, и за его спиной, как струи воздуха, рассекаемого при полете, вздымаются его прозрачные, как стекло, едва видимые покрывала. Его правая рука с большой кистью и длинными нервными пальцами протянута к Марии, и Мария, словно слепая, словно в забытьи, протягивает навстречу ему руки. И кажется, будто внутренние токи, невидимые, но ясно ощутимые, струятся от его руки к руке Марии и заставляют трепетать и изгибаться все ее тело». Мария только что читала молитвенник, преклонив колени перед пюпитром, показанным справа; за дверью, прежде чем начаться пейзажу, виден прямоугольник травы, обнесенный замкнутой каменной оградой,- это один из символов целомудрия Марии; одинокое дерево в глубине - прозрачный намек на деревянный крест, на котором будет распят Христос; а внизу, на раме картины, мы видим еще одно пророчество: небольшую полуфигуру Христа, сидящего во гробе,- это как бы пояснительное примечание на полях большого произведения.

Взгляд Марии направлен на эту фигуру, находящуюся за пределами картины; ее жест во многом относится к прозреваемому будущему. Видимо, не случайно в ряде изображений Благовещения, включая некоторые из приписываемых Боттичелли, поза Марии напоминает ее позу в сцене Рождества, словно она поклоняется невидимому младенцу, лежащему на земле. Это внутреннее зрение и порождает ощущение внешней слепоты.

В московском «Благовещении» нет такой динамики, как во флорентийском, но язык намеков и «пророчеств» у них общий. Но что особенно важно: ни в картине из Уффици, ни в каком-либо другом «Благовещении» Боттичелли и его круга (их не менее десяти) нет того контраста между фигурами ангела и Богоматери, который является определяющим для образного строя картины ГМИИ. Мария при всей своей хрупкости весома и материальна, тогда как предстоящий ей ангел воздушен и легок. В других же картинах, даже когда ангел показан в полете, он столь же весом, как и Мария. Эта особенность требует истолкования.

Аналогичное соотношение фигур - легкой небесной и тяжелой земной - находим в произведении Боттичелли на другую тему. Это перовая иллюстрация к «Божественной комедии» Данте (27-я песнь «Рая»). Имеются в виду нижние фигуры - Беатриче, сопровождающая Данте по небесам и предлагающая ему взглянуть на землю, оставшуюся далеко внизу.

Какой же смысл может иметь подобный контраст? Данте в 26-й песне «Рая» узнает, что в небесах, где все бесплотны, Христос и Мария сохраняют телесность, ибо святая жизнь сделала святыми даже их земные тела. Возможно, именно такую назидательную мысль и хотел выразить Боттичелли в «Благовещении» ГМИИ, подчеркнув легкостью ангела весомость Марии.

Савонарола говорил в одной из проповедей конца 1494 года: «Теперь никто не верит, что ангелы входят в общение с людьми и говорят с ними, что Бог обращает свое слово к кому-либо из них. А я тебе говорю, что сходство есть причина дружбы. Поэтому, чем более мы уподобляемся Богу и ангелам в вере и любви, тем более становимся друзьями Бога и Его ангелов. И они говорят и входят с нами в общение...». Конечно, относительное утяжеление фигуры Марии может объясниться и теми рассуждениями о взаимосвязи материи и материнского начала, которыми исписаны многие страницы Марсилио Фичино и Пико делла Мирандолы. И все же до появления Савонаролы с его проповедями Боттичелли не делал в своих картинах акцента на материальности Богоматери.



Далее: Образ Богоматери

 →  Главная  → Европейское искусство: живопись, графика, скульптура   → Сандро Боттичелли. «Благовещение»   → Динамика и действие картины  


Европейское искусство Сандро Боттичелли. «Благовещение»Кружок гуманистовДинамика и действие картиныОбраз БогоматериФигура ангелаЭволюция творчестваЯн ван ЭйкЯн Мостарт. «Се человек»Клод Лоррен. «Похищение Европы»Никола Пуссен. «Ринальдо и Армида»Никола Пуссен. «Пейзаж с Геркулесом и Какусом»Поздние пейзажи Никола ПуссенаНикола Ланкре. Галантные празднестваЖан Батист Патер. «Майский праздник»Лукас ван Уден. «Обоз»Ян Сиберехтс. «Брод»Ривьер. «Дама с лирой»Клод Моне. Чистый миф светаАнри Руссо. «Поэт и Муза» Ван Гог. «Прогулка заключенных»Пабло Пикассо. «Королева Изабо»Анри Матисс. «Раковина на черном мраморе»




 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой  
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
 
  • Современная живопись
  • Древнерусская живопись и иконы
  • Русское изобразительное искусство XVIII века
  • Русское искусство первой половины XIX века
  • Русское искусство второй половины XIX века
  • Европейское изобразительное искусство
 
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2019.
Живопись, архитектура, монументальное искусство, иконы, литература
Контакты
На заметку
Карта сайта