Европейское искусство | Русское искусство XVIII века | Русское искусство первой половины XIX века | Русское искусство второй половины XIX века | Советское искусство |
Иконы | Современное искусство | Литература | События | Арткласс |
Клод Лоррен. Деревья и природа«Похищение Европы»Деревья - любимые «герои» Лоррена. Всегда величавые, будто ушедшие корнями во времена античности, не ведающие старости и болезней. Они - как дом, укрытье от непогоды и зноя пастырю, стадам и путнику. А если это не одно дерево, а «букет деревьев», то это будто храм с колоннами. Под их сенью Лоррен сам отдыхал или писал этюды, делал наброски с других деревьев, сотни, тысячи набросков. Лорреновская влюбленность в деревья передается зрителю через века. Просмотр его многочисленных рисунков (опубликованных Рётлисбергером, в каждом из которых, за редким исключением, изображены деревья, рождает ощущение длительного пребывания в прекрасном лесу, вегетативные силы которого настолько обостряют наше восприятие, что их действие продолжается и в реальной действительности: каждое дерево ярко и многогранно раскрывается в своей индивидуальной неповторимости. В «Похищении Европы» Лоррен роднит деревья с морем грандиозностью их масс, перекличкой темных глубин вод и огромной густой тени крон, перекличкой гребешков зыби и ажура прозрачно-золотистых и медно-красных веток. Теневая масса дерева сложных пепельно-темно-зеленых оттенков создает тот статичный колористический центр, который побуждает наш глаз совершать круговые движения, вырываться к лучезарному венцу освещенных частей деревьев, любуясь цветовой раскладкой ветвей на фоне вечереющих небес. Нижние ветви освещенного дерева справа вырисовываются на розовом фоне, переходящем выше к сиреневому, а затем все более холодеющему насыщенно-синему; красноватая плотная крона купается в густой небесной лазури, а небольшие деревца, клонящиеся к каравелле, попадают на голубоватую даль, в теплые оттенки небес. В «Похищении Европы» нас особенно поражает эта цветовая перекличка, основанная на воздействии соседних цветов, взаимодействии воздушной среды и листвы. Мастер настолько изучил законы живописных соотношений природы, настолько знал ее в деталях и подробностях, что мог создавать свои пейзажи в любом сочетании неба, деревьев, вод, строений, и в картине это приобретало убедительность, не вызывало сомнений. Так, группа деревьев из «Похищения Европы», о которой мы говорили, «пересажена» им на морской берег вместе с земляным возвышением откуда-нибудь из долины Тибра6 или с гор; она композиционно и живописно уживается в пейзаже, «приживается» здесь, хотя по законам природы море, которое с легкостью источило каменистый берег, несомненно, тотчас размыло бы земляной холмик и засолило бы корни. Лоррен создает в «Похищении Европы» собирательный образ итальянской природы, отбирая и соединяя все самое прекрасное до предела высокой элегической поэтичности. Далее: Клод Лоррен. Дали, стаффаж и обитатели
| Европейское искусство Сандро Боттичелли. «Благовещение»Ян ван ЭйкЯн Мостарт. «Се человек»Клод Лоррен. «Похищение Европы»Клод Лоррен. Основоположник жанраКлод Лоррен. МариныКлод Лоррен. Деревья и природаКлод Лоррен. Дали, стаффаж и обитателиКлод Лоррен. Природа и люди в «Похищении Европы» Никола Пуссен. «Ринальдо и Армида»Никола Пуссен. «Пейзаж с Геркулесом и Какусом»Поздние пейзажи Никола ПуссенаНикола Ланкре. Галантные празднестваЖан Батист Патер. «Майский праздник»Лукас ван Уден. «Обоз»Ян Сиберехтс. «Брод»Ривьер. «Дама с лирой»Клод Моне. Чистый миф светаАнри Руссо. «Поэт и Муза» Ван Гог. «Прогулка заключенных»Пабло Пикассо. «Королева Изабо»Анри Матисс. «Раковина на черном мраморе» | |||
Европа
Иконы
Россия XVIII
Россия XIX-1
Россия XIX-2
СССР Галерея Литература События АртКласс | ||||
© Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021. Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы. |
Контакты На заметку Карта сайта |