Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература Арткласс  
 

Клод Лоррен. Основоположник жанра

«Похищение Европы»

Основоположник этого жанра и автор картины - Клод Желле, прозванный Лоррен (1600-1682), француз по происхождению, но сформировавшийся как художник и творивший в Италии, в Риме, всю свою жизнь, за вычетом нескольких лет.

Поэтому в «Похищении Европы», как в призме, отразились самые различные стороны римской художественной культуры барокко. Подобное произведение не могло бы родиться в иной стране, даже в ином городе не могло бы появиться на свет без античного и ренессансного наследия, без итальянского караваджизма и влияния мастеров северного барокко с их реалистическими устремлениями. В то же время в этом полотне есть отсветы музыкальных композиций и театральных постановок идиллического толка, увлечения Вергилием, Тассо, Марино, также свойственные римской культуре. Наряду со всеми художественными влияниями в картине впервые проявилась ошеломившая современников острая реалистическая зоркость, которая вырабатывается у художников-пейзажистов ценой посвящения всей своей жизни творческому контакту с природой. Чтобы написать с такой легкостью быстрыми, виртуозными мазками сложнейшие по рисунку и цвету кроны деревьев в «Похищении Европы», Лоррену пришлось сделать тысячи набросков с деревьев, хранить в своей памяти то, что он сутками наблюдал, и находясь под открытым небом. Изящную легкость, с которой написана картина, и огромный труд, затраченный на достижение этой легкости, можно сравнить лишь с балетом, в котором беззаботное изящество танцев на сцене достигается ценой тяжких ежедневных упражнений.

Высокая поэтичность лорреновских пейзажей - это воистину, как отметил Гете, проявление прекрасной души этого художника 3, но это проявление являлось следствием пристального наблюдения природы и непрерывной работы с натуры в виде графических набросков и живописных этюдов. Лоррен не принадлежал к тем, кто «как птица поет». Над каждой своей картиной он работал долго в мастерской, будучи всегда неудовлетворен ее достоинствами.

В искусствоведческой литературе, говоря о Лоррене как представителе французского классицизма, обычно анализируют характер композиции картин, подчеркивая их кулисность и т. д. При этом забывают, что он был первым пейзажистом, ездившим с друзьями на этюды в окрестности Рима, где он не только рисовал, но и делал наброски маслом, как сообщает его друг и биограф Иоахим фон Зандрарт. Он изучал природу и научился писать ее не только достоверно, но наделяя живым дыханием - трепетом ветра, игрой солнца и теней, светоносностью и цветовым богатством воздушной среды 4. Именно всем этим мы и любуемся в «Похищении Европы» и других пейзажах Лоррена, как любовались и раньше его друзья и заказчики.

Клод любил и умел писать воды - он писал водопады, долины Тибра и Аниене (Тевероне), но наибольшей известностью пользуются его марины.



Далее: Клод Лоррен. Марины

 →  Главная  → Европейское искусство: живопись, графика, скульптура   → Клод Лоррен. «Похищение Европы»   → Клод Лоррен. Основоположник жанра  


Европейское искусство Сандро Боттичелли. «Благовещение»Ян ван ЭйкЯн Мостарт. «Се человек»Клод Лоррен. «Похищение Европы»Клод Лоррен. Основоположник жанраКлод Лоррен. МариныКлод Лоррен. Деревья и природаКлод Лоррен. Дали, стаффаж и обитателиКлод Лоррен. Природа и люди в «Похищении Европы» Никола Пуссен. «Ринальдо и Армида»Никола Пуссен. «Пейзаж с Геркулесом и Какусом»Поздние пейзажи Никола ПуссенаНикола Ланкре. Галантные празднестваЖан Батист Патер. «Майский праздник»Лукас ван Уден. «Обоз»Ян Сиберехтс. «Брод»Ривьер. «Дама с лирой»Клод Моне. Чистый миф светаАнри Руссо. «Поэт и Муза» Ван Гог. «Прогулка заключенных»Пабло Пикассо. «Королева Изабо»Анри Матисс. «Раковина на черном мраморе»




 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой  
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
 
  • Современная живопись
  • Древнерусская живопись и иконы
  • Русское изобразительное искусство XVIII века
  • Русское искусство первой половины XIX века
  • Русское искусство второй половины XIX века
  • Европейское изобразительное искусство
 
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2019.
Живопись, архитектура, монументальное искусство, иконы, литература
Контакты
На заметку
Карта сайта