Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

Клод Лоррен. Деревья и природа

«Похищение Европы»

Деревья - любимые «герои» Лоррена. Всегда величавые, будто ушедшие корнями во времена античности, не ведающие старости и болезней. Они - как дом, укрытье от непогоды и зноя пастырю, стадам и путнику. А если это не одно дерево, а «букет деревьев», то это будто храм с колоннами. Под их сенью Лоррен сам отдыхал или писал этюды, делал наброски с других деревьев, сотни, тысячи набросков. Лорреновская влюбленность в деревья передается зрителю через века. Просмотр его многочисленных рисунков (опубликованных Рётлисбергером, в каждом из которых, за редким исключением, изображены деревья, рождает ощущение длительного пребывания в прекрасном лесу, вегетативные силы которого настолько обостряют наше восприятие, что их действие продолжается и в реальной действительности: каждое дерево ярко и многогранно раскрывается в своей индивидуальной неповторимости.

В «Похищении Европы» Лоррен роднит деревья с морем грандиозностью их масс, перекличкой темных глубин вод и огромной густой тени крон, перекличкой гребешков зыби и ажура прозрачно-золотистых и медно-красных веток. Теневая масса дерева сложных пепельно-темно-зеленых оттенков создает тот статичный колористический центр, который побуждает наш глаз совершать круговые движения, вырываться к лучезарному венцу освещенных частей деревьев, любуясь цветовой раскладкой ветвей на фоне вечереющих небес.

Нижние ветви освещенного дерева справа вырисовываются на розовом фоне, переходящем выше к сиреневому, а затем все более холодеющему насыщенно-синему; красноватая плотная крона купается в густой небесной лазури, а небольшие деревца, клонящиеся к каравелле, попадают на голубоватую даль, в теплые оттенки небес. В «Похищении Европы» нас особенно поражает эта цветовая перекличка, основанная на воздействии соседних цветов, взаимодействии воздушной среды и листвы.

Мастер настолько изучил законы живописных соотношений природы, настолько знал ее в деталях и подробностях, что мог создавать свои пейзажи в любом сочетании неба, деревьев, вод, строений, и в картине это приобретало убедительность, не вызывало сомнений. Так, группа деревьев из «Похищения Европы», о которой мы говорили, «пересажена» им на морской берег вместе с земляным возвышением откуда-нибудь из долины Тибра6 или с гор; она композиционно и живописно уживается в пейзаже, «приживается» здесь, хотя по законам природы море, которое с легкостью источило каменистый берег, несомненно, тотчас размыло бы земляной холмик и засолило бы корни.

Лоррен создает в «Похищении Европы» собирательный образ итальянской природы, отбирая и соединяя все самое прекрасное до предела высокой элегической поэтичности.



Далее: Клод Лоррен. Дали, стаффаж и обитатели

 →  Главная  → Европейское искусство: живопись, графика, скульптура   → Клод Лоррен. «Похищение Европы»   → Клод Лоррен. Деревья и природа  


Европейское искусство Сандро Боттичелли. «Благовещение»Ян ван ЭйкЯн Мостарт. «Се человек»Клод Лоррен. «Похищение Европы»Клод Лоррен. Основоположник жанраКлод Лоррен. МариныКлод Лоррен. Деревья и природаКлод Лоррен. Дали, стаффаж и обитателиКлод Лоррен. Природа и люди в «Похищении Европы» Никола Пуссен. «Ринальдо и Армида»Никола Пуссен. «Пейзаж с Геркулесом и Какусом»Поздние пейзажи Никола ПуссенаНикола Ланкре. Галантные празднестваЖан Батист Патер. «Майский праздник»Лукас ван Уден. «Обоз»Ян Сиберехтс. «Брод»Ривьер. «Дама с лирой»Клод Моне. Чистый миф светаАнри Руссо. «Поэт и Муза» Ван Гог. «Прогулка заключенных»Пабло Пикассо. «Королева Изабо»Анри Матисс. «Раковина на черном мраморе»




 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой  
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
 
  • Современная живопись
  • Древнерусская живопись и иконы
  • Русское изобразительное искусство XVIII века
  • Русское искусство первой половины XIX века
  • Русское искусство второй половины XIX века
  • Европейское изобразительное искусство
 
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2019.
Живопись, архитектура, монументальное искусство, иконы, литература
Контакты
На заметку
Карта сайта