Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

Клод Лоррен. Дали, стаффаж и обитатели

«Похищение Европы»

Дали. Особой прелести исполнены в картине дальние горы с селениями и цепь побережья. Они светоносны. Ощущаешь бесконечные красочные и светотеневые переливы: упадет солнечный свет - этот участок затеплится, зазолотится, как крепость на холме, за которой высятся голубые горы. Холм, ближний к нам, на фоне которого вырисовывается парус, погружен в тень от деревьев. В просветах между стволами тянется ожерельем берег, теряясь в воздушном мареве на границе с небом. Разглядывание далей, неторопливое, длительное, приносит огромное наслаждение.

Лоррен писал свои пейзажи медленно и долго, насыщая их всем тем богатством явлений природы, которым он любовался сам сутками, наблюдая восходы, закаты, игру солнца и теней. Этюды для далей он также писал с натуры (о чем свидетельствует Зандрарт, поэтому в его картинах сохраняется пленэрная свежесть и достоверность.

Стаффаж и обитатели. Пейзажи Лоррена никогда не бывают необитаемы. Они населены людьми и животными, в них помимо стаффажной сюжетной сценки - фигурной группы, вписанной в пейзаж Лоррена чужой рукой, есть еще истинные обитатели лорреновской природы.

Стаффаж первого плана часто воспринимается в картинах Лоррена как люди, которые оказались случайно в этих местах, приехавшие на увеселительную прогулку. Их пребывание в картине кажется временным, Европа на белом быке и ее спутницы - весь этот торжественный кортеж, кажется, движется по берегу, к левому углу картины, чтобы потом исчезнуть за ее границами. Тогда в пейзаже останутся коренные обитатели лорреновской природы - небольшие фигурки, расположенные дальше второго плана, написанные им самим. Все они уходят в глубь картины, сливаясь с пейзажем. Поэтому они не вносят шума, не заглушают шелеста листвы и всплесков волн. Но их присутствие в природе ощутимо: пастух, женщины, уходящие вдаль, парусник пристал к берегу, и люди толпятся вокруг него, на волнах качаются каравеллы, на которых каждая еле видимая фигурка занята конкретным делом. Да и сами каравеллы - дело рук человеческих и реальный транспорт того времени; на одном из таких судов Лоррен возвратился из Франции в Италию, чтобы больше не покидать ее.

Как мы уже упоминали, стаффаж в пейзажах Лоррена, за редким исключением, писали другие художники, и поэтому общее впечатление от его ландшафтов и марин зависит от соотношения лорреновской природы и вписанных туда фигурок.

В некоторых пейзажах произошло слияние «сюжетной сценки» и ландшафтного окружения. Таков «Ацис и Галатея», где природа будто покровительствует скрывшимся в ветхом шалаше влюбленным, возводя над ними свой шатер, укрывая всем небом, отгораживая от всего мира деревьями, морем, горами. От этого единения с природой двух едва заметных фигурок рождается ощущение античной просветленности, гармонии, которые покорили Ф. М. Достоевского.



Далее: Клод Лоррен. Природа и люди в «Похищении Европы»

 →  Главная  → Европейское искусство: живопись, графика, скульптура   → Клод Лоррен. «Похищение Европы»   → Клод Лоррен. Дали, стаффаж и обитатели  


Европейское искусство Сандро Боттичелли. «Благовещение»Ян ван ЭйкЯн Мостарт. «Се человек»Клод Лоррен. «Похищение Европы»Клод Лоррен. Основоположник жанраКлод Лоррен. МариныКлод Лоррен. Деревья и природаКлод Лоррен. Дали, стаффаж и обитателиКлод Лоррен. Природа и люди в «Похищении Европы» Никола Пуссен. «Ринальдо и Армида»Никола Пуссен. «Пейзаж с Геркулесом и Какусом»Поздние пейзажи Никола ПуссенаНикола Ланкре. Галантные празднестваЖан Батист Патер. «Майский праздник»Лукас ван Уден. «Обоз»Ян Сиберехтс. «Брод»Ривьер. «Дама с лирой»Клод Моне. Чистый миф светаАнри Руссо. «Поэт и Муза» Ван Гог. «Прогулка заключенных»Пабло Пикассо. «Королева Изабо»Анри Матисс. «Раковина на черном мраморе»




 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой  
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
 
  • Современная живопись
  • Древнерусская живопись и иконы
  • Русское изобразительное искусство XVIII века
  • Русское искусство первой половины XIX века
  • Русское искусство второй половины XIX века
  • Европейское изобразительное искусство
 
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2019.
Живопись, архитектура, монументальное искусство, иконы, литература
Контакты
На заметку
Карта сайта