Европейское искусство | Русское искусство XVIII века | Русское искусство первой половины XIX века | Русское искусство второй половины XIX века | Советское искусство |
Иконы | Современное искусство | Литература | События | Арткласс |
Клод Лоррен. Дали, стаффаж и обитатели«Похищение Европы»Дали. Особой прелести исполнены в картине дальние горы с селениями и цепь побережья. Они светоносны. Ощущаешь бесконечные красочные и светотеневые переливы: упадет солнечный свет - этот участок затеплится, зазолотится, как крепость на холме, за которой высятся голубые горы. Холм, ближний к нам, на фоне которого вырисовывается парус, погружен в тень от деревьев. В просветах между стволами тянется ожерельем берег, теряясь в воздушном мареве на границе с небом. Разглядывание далей, неторопливое, длительное, приносит огромное наслаждение. Лоррен писал свои пейзажи медленно и долго, насыщая их всем тем богатством явлений природы, которым он любовался сам сутками, наблюдая восходы, закаты, игру солнца и теней. Этюды для далей он также писал с натуры (о чем свидетельствует Зандрарт, поэтому в его картинах сохраняется пленэрная свежесть и достоверность. Стаффаж и обитатели. Пейзажи Лоррена никогда не бывают необитаемы. Они населены людьми и животными, в них помимо стаффажной сюжетной сценки - фигурной группы, вписанной в пейзаж Лоррена чужой рукой, есть еще истинные обитатели лорреновской природы. Стаффаж первого плана часто воспринимается в картинах Лоррена как люди, которые оказались случайно в этих местах, приехавшие на увеселительную прогулку. Их пребывание в картине кажется временным, Европа на белом быке и ее спутницы - весь этот торжественный кортеж, кажется, движется по берегу, к левому углу картины, чтобы потом исчезнуть за ее границами. Тогда в пейзаже останутся коренные обитатели лорреновской природы - небольшие фигурки, расположенные дальше второго плана, написанные им самим. Все они уходят в глубь картины, сливаясь с пейзажем. Поэтому они не вносят шума, не заглушают шелеста листвы и всплесков волн. Но их присутствие в природе ощутимо: пастух, женщины, уходящие вдаль, парусник пристал к берегу, и люди толпятся вокруг него, на волнах качаются каравеллы, на которых каждая еле видимая фигурка занята конкретным делом. Да и сами каравеллы - дело рук человеческих и реальный транспорт того времени; на одном из таких судов Лоррен возвратился из Франции в Италию, чтобы больше не покидать ее. Как мы уже упоминали, стаффаж в пейзажах Лоррена, за редким исключением, писали другие художники, и поэтому общее впечатление от его ландшафтов и марин зависит от соотношения лорреновской природы и вписанных туда фигурок. В некоторых пейзажах произошло слияние «сюжетной сценки» и ландшафтного окружения. Таков «Ацис и Галатея», где природа будто покровительствует скрывшимся в ветхом шалаше влюбленным, возводя над ними свой шатер, укрывая всем небом, отгораживая от всего мира деревьями, морем, горами. От этого единения с природой двух едва заметных фигурок рождается ощущение античной просветленности, гармонии, которые покорили Ф. М. Достоевского.
Далее: Клод Лоррен. Природа и люди в «Похищении Европы»
| Европейское искусство Сандро Боттичелли. «Благовещение»Ян ван ЭйкЯн Мостарт. «Се человек»Клод Лоррен. «Похищение Европы»Клод Лоррен. Основоположник жанраКлод Лоррен. МариныКлод Лоррен. Деревья и природаКлод Лоррен. Дали, стаффаж и обитателиКлод Лоррен. Природа и люди в «Похищении Европы» Никола Пуссен. «Ринальдо и Армида»Никола Пуссен. «Пейзаж с Геркулесом и Какусом»Поздние пейзажи Никола ПуссенаНикола Ланкре. Галантные празднестваЖан Батист Патер. «Майский праздник»Лукас ван Уден. «Обоз»Ян Сиберехтс. «Брод»Ривьер. «Дама с лирой»Клод Моне. Чистый миф светаАнри Руссо. «Поэт и Муза» Ван Гог. «Прогулка заключенных»Пабло Пикассо. «Королева Изабо»Анри Матисс. «Раковина на черном мраморе» | |||
Европа
Иконы
Россия XVIII
Россия XIX-1
Россия XIX-2
СССР Галерея Литература События АртКласс | ||||
© Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021. Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы. |
Контакты На заметку Карта сайта |