Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

Ян Мостарт «Се человек»

 «...Редко не видно толпы народа перед картиною, изображающей Спасителя перед судом Пилата...- какая необыкновенная живость! Как много говорит одна слеза, текущая из очей Спасителя! Эта картина - работа знаменитого Альбрехта Дюрера»

Композиция исключает свободу, воздух. Определяя четыре плана, тесно сближены фронтально развернутые пять фигур. Их лица заключены в верхней части картины. Фигуры в натуральный рост, трое вверху - почти поколение, двое передних - один из них Христос - ступени на две ниже.

Окружение Христа - современники и соотечественники Мостарта, лишь Пилат видится испанцем. И внешний облик группы и городские постройки - нидерландская реальность начала XV века.

Колористическая приподнятость картины сразу же вызывает чувство тревоги. В чем несомненный отклик на исключительность происходящего. События - еще небывалого, произнесенное Пилатом: «се человек» - задает картине цветовую напряженность, особый нерв.

Необычная размещенность фигур по вертикали (вздыбленность) в уплощенном пространстве объяснима: четверо (четвертый видится не сразу) стоят на площадке, Христос и палач начинают спускаться по ступеням.

Ян Мостарт «Се человек»
Ян Мостарт. «Се человек»

Композиция и колористическая приподнятость картины
Золотисто-алая среда, определенная одеждами Пилата и палача, резко контрастна к темно-зеленому плащу на обнаженном и всем цветовым окружением подчеркнутом бледном теле Христа. Светлее тела лишь набедренная повязка да облако вверху, над городом.

Средний и нижний композиционные ярусы картины
В иерархическом значении верхний ряд - ряд власти. И по отношению к нему, смещенному влево, средний ярус из двух лиц, представленных рядом,- Христа и палача - смещен вправо. Действительным центром картины, главной фигурой события является Христос.

Ступенчатые диагонали композиционных рифм
Лица, представленные художником по горизонтали, увязываются и в более сложные единства: первосвященника, Пилата, Христа и палача, или Пилата, стражника, Христа, или только Пилата и Христа. Так изначальная выстроенность лиц в две «строки» нарушается, согласуя с определенной свободой главное лицо с лицами остальных.

Переход тайного в явное. Композиционный узел картины
Если из целого выделен композиционный «сустав» - не перечислить всех сочленений, звеньев, узлов (в их ритмическом и, конечно же, смысловом взаимодействии) напряженного организма картины.

Принцип овальной организации картины
Видя поразительно сработанное целое и сказав лишь об одной из его существенных частностей, задаешься вдруг вопросом: понято только лишь значение обнаженной «мышцы» композиционной структуры?

Эпизод земной жизни Христа
Может ли возникнуть вопрос, какой эпизод земной жизни Христа изображен на картине, называющейся «Се человек»? Однако обратимся к тексту библии.



 →  Главная  → Европейское искусство: живопись, графика, скульптура   → Ян Мостарт. «Се человек»  


Европейское искусство Сандро Боттичелли. «Благовещение»Ян ван ЭйкЯн Мостарт. «Се человек»Композиция и колористическая приподнятость картиныСредний и нижний композиционные ярусы картиныСтупенчатые диагонали композиционных рифмПереход тайного в явное. Композиционный узел картиныПринцип овальной организации картиныЭпизод земной жизни ХристаКлод Лоррен. «Похищение Европы»Никола Пуссен. «Ринальдо и Армида»Никола Пуссен. «Пейзаж с Геркулесом и Какусом»Поздние пейзажи Никола ПуссенаНикола Ланкре. Галантные празднестваЖан Батист Патер. «Майский праздник»Лукас ван Уден. «Обоз»Ян Сиберехтс. «Брод»Ривьер. «Дама с лирой»Клод Моне. Чистый миф светаАнри Руссо. «Поэт и Муза» Ван Гог. «Прогулка заключенных»Пабло Пикассо. «Королева Изабо»Анри Матисс. «Раковина на черном мраморе»













 
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
  Европейское изобразительное искусство Древнерусская живопись и иконы Русское искусство XVIII века Русское искусство первой половины XIX века Русское искусство второй половины XIX века  
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021.
Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы
Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы.
Контакты
На заметку
Карта сайта