Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Современное искусство Европейское искусство Русское искусство Советское искусство  
  Иконы Архитектура Литература Арткласс  
 

Ян Мостарт «Се человек»

Переход тайного в явное. Композиционный узел картины.

Рассмотрим один из композиционных узлов картины.

Его начало в военном роге. Закрытый головами Пилата и стражника, рог виден не весь - лишь мундштук слева с дующим в него глашатаем и раструб вправо. Рог поднят и представляется звучащим. Его мундштук соотнесен с шепчущими губами первосвященника.

Единая линия шести глаз: первосвященника, Пилата, стражника - вторит ему. «Звучащий» и видимый из-за головы стражника справа раструб рога пересечен активной в своей обнаженности вертикалью (ее подчеркивает и наклон фигуры Христа) алебарды, которую цепко держит стражник. Нижняя половина алебарды скрыта, но в своей верхней части она утверждена над (как бы над) головой в терновом венце. И этот неприметный на первый взгляд ступенчатый перепад в общем напряжении композиции порожден мыслью не отвлеченной. Организуя два яруса лиц, он несет образ гибели, неизбежности последующего.

Вертикаль алебарды поддержана еще двумя вертикалями, усиливающими ее утверждение. Но прежде снова о роге. Вострубивший, он обращен к городу, к единственному вне тесной композиции пространству. Само облако над кровлями города представляется образом звука (urb et orb). И, подобно связи с древком алебарды, встретившись в плоскости картины с ратушей, рог подчеркивает вертикаль официального здания. И как вертикаль ратуши вторит древку алебарды (над головой Христа), так вторит алебарде и вертикаль копья (пригвожден будет) над головой палача.

Утвержденность вертикали откликается и в сползающей вниз капле крови от шипа венца на челе Христа и в слезе на его щеке.

В перепаде - переход тайного в явное: шепот приговора - сигнал начинать... И раструб с древком образуют сцепление, в котором завязь последующего - казни. В самом пересечении раструба рога с алебардой нет подчеркнутого динамизма. Деловое в своей неотвратимости утверждение неизбежной смерти. Но переход этот подхвачен новым сломом: невидимая нам половина тернового венца, «соприкоснувшись» с древком алебарды, переходит в линию озаренных торжеством глаз палача. Шепот откликнулся не только в звуке рога, но и в возгласе палача, его огненном взгляде. И замыкает эту композиционную цепь, нисходящую по правому, внешнему, краю группы, согнутая в локте рука палача и пассивный ответ ей «мертвой» руки Христа.

Если из целого выделен композиционный «сустав» - не перечислить всех сочленений, звеньев, узлов (в их ритмическом и, конечно же, смысловом взаимодействии) напряженного организма картины.



Далее: Принцип овальной организации картины

 →  Главная  → Европейское искусство: живопись, графика, скульптура   → Ян Мостарт. «Се человек»   → Переход тайного в явное. Композиционный узел картины  


Европейское искусство Сандро Боттичелли. «Благовещение»Ян ван ЭйкЯн Мостарт. «Се человек»Композиция и колористическая приподнятость картиныСредний и нижний композиционные ярусы картиныСтупенчатые диагонали композиционных рифмПереход тайного в явное. Композиционный узел картиныПринцип овальной организации картиныЭпизод земной жизни ХристаКлод Лоррен. «Похищение Европы»Никола Пуссен. «Ринальдо и Армида»Никола Пуссен. «Пейзаж с Геркулесом и Какусом»Поздние пейзажи Никола ПуссенаНикола Ланкре. Галантные празднестваЖан Батист Патер. «Майский праздник»Лукас ван Уден. «Обоз»Ян Сиберехтс. «Брод»Ривьер. «Дама с лирой»Клод Моне. Чистый миф светаАнри Руссо. «Поэт и Муза» Ван Гог. «Прогулка заключенных»Пабло Пикассо. «Королева Изабо»Анри Матисс. «Раковина на черном мраморе»




 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой  
  Галерея    События    Диалоги    Европа    Россия    СССР    Иконы    Архитектура    Литература    АртКласс  
 
  • Современная живопись
  • Пейзажи и зарисовки с натуры
  • Храм Ирины в Константинополе
  • Живопись Олега Иващенко
  • Коринфский ордер
  • Современная живопись
  • Архитектура набатейского храма Петры Каср Бинт Фараун
  • Современная живопись
 
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2016.
Живопись, архитектура, монументальное искусство, иконы, литература
Контакты
Обратная связь
Карта сайта