Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

Ян Мостарт «Се человек»

Переход тайного в явное. Композиционный узел картины.

Рассмотрим один из композиционных узлов картины.

Его начало в военном роге. Закрытый головами Пилата и стражника, рог виден не весь - лишь мундштук слева с дующим в него глашатаем и раструб вправо. Рог поднят и представляется звучащим. Его мундштук соотнесен с шепчущими губами первосвященника.

Единая линия шести глаз: первосвященника, Пилата, стражника - вторит ему. «Звучащий» и видимый из-за головы стражника справа раструб рога пересечен активной в своей обнаженности вертикалью (ее подчеркивает и наклон фигуры Христа) алебарды, которую цепко держит стражник. Нижняя половина алебарды скрыта, но в своей верхней части она утверждена над (как бы над) головой в терновом венце. И этот неприметный на первый взгляд ступенчатый перепад в общем напряжении композиции порожден мыслью не отвлеченной. Организуя два яруса лиц, он несет образ гибели, неизбежности последующего.

Вертикаль алебарды поддержана еще двумя вертикалями, усиливающими ее утверждение. Но прежде снова о роге. Вострубивший, он обращен к городу, к единственному вне тесной композиции пространству. Само облако над кровлями города представляется образом звука (urb et orb). И, подобно связи с древком алебарды, встретившись в плоскости картины с ратушей, рог подчеркивает вертикаль официального здания. И как вертикаль ратуши вторит древку алебарды (над головой Христа), так вторит алебарде и вертикаль копья (пригвожден будет) над головой палача.

Утвержденность вертикали откликается и в сползающей вниз капле крови от шипа венца на челе Христа и в слезе на его щеке.

В перепаде - переход тайного в явное: шепот приговора - сигнал начинать... И раструб с древком образуют сцепление, в котором завязь последующего - казни. В самом пересечении раструба рога с алебардой нет подчеркнутого динамизма. Деловое в своей неотвратимости утверждение неизбежной смерти. Но переход этот подхвачен новым сломом: невидимая нам половина тернового венца, «соприкоснувшись» с древком алебарды, переходит в линию озаренных торжеством глаз палача. Шепот откликнулся не только в звуке рога, но и в возгласе палача, его огненном взгляде. И замыкает эту композиционную цепь, нисходящую по правому, внешнему, краю группы, согнутая в локте рука палача и пассивный ответ ей «мертвой» руки Христа.

Если из целого выделен композиционный «сустав» - не перечислить всех сочленений, звеньев, узлов (в их ритмическом и, конечно же, смысловом взаимодействии) напряженного организма картины.



Далее: Принцип овальной организации картины

 →  Главная  → Европейское искусство: живопись, графика, скульптура   → Ян Мостарт. «Се человек»   → Переход тайного в явное. Композиционный узел картины  


Европейское искусство Сандро Боттичелли. «Благовещение»Ян ван ЭйкЯн Мостарт. «Се человек»Композиция и колористическая приподнятость картиныСредний и нижний композиционные ярусы картиныСтупенчатые диагонали композиционных рифмПереход тайного в явное. Композиционный узел картиныПринцип овальной организации картиныЭпизод земной жизни ХристаКлод Лоррен. «Похищение Европы»Никола Пуссен. «Ринальдо и Армида»Никола Пуссен. «Пейзаж с Геркулесом и Какусом»Поздние пейзажи Никола ПуссенаНикола Ланкре. Галантные празднестваЖан Батист Патер. «Майский праздник»Лукас ван Уден. «Обоз»Ян Сиберехтс. «Брод»Ривьер. «Дама с лирой»Клод Моне. Чистый миф светаАнри Руссо. «Поэт и Муза» Ван Гог. «Прогулка заключенных»Пабло Пикассо. «Королева Изабо»Анри Матисс. «Раковина на черном мраморе»




 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой  
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
 
  • Современная живопись
  • Древнерусская живопись и иконы
  • Русское изобразительное искусство XVIII века
  • Русское искусство первой половины XIX века
  • Русское искусство второй половины XIX века
  • Европейское изобразительное искусство
 
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2019.
Живопись, архитектура, монументальное искусство, иконы, литература
Контакты
На заметку
Карта сайта