Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

Ян Мостарт «Се человек»

Эпизод земной жизни Христа

Может ли возникнуть вопрос, какой эпизод земной жизни Христа изображен на картине, называющейся «Се человек»? Однако обратимся к тексту:

На Христе у Мостарта не багряница, а зеленый плащ. Это свидетельствует о другом эпизоде, и о нем рассказано так в евангельском тексте. Послушный исполнитель воли первосвященника, Пилат не мог вступать в спор. Последнее слово произнесено первосвященником. Христос уже знает о приговоре, знает, что обречен. Снята багряница, на нем «одежды Его», уже ведут на распятие, на омытых руках Пилата - перчатки.

Предстающий перед казнью Христос дан художником без следов перенесенных страданий. В этом нет новаторства. Это достаточно традиционно, особенность же в другом. Для Мостарта и перенесенное Христом и ожидание неизбежной казни запечатлено на его лице.

Лицо Христа - открытие Мостарта. Можно увидеть в нем печаль с такими несомненными находками, как слеза, капля крови, но главное - сломленность, обреченность. Лицо мужественного, сильного человека, и тем значительней его скорбь, безысходность, отрешенность. А подле - безобразный, жестокий оскал торжествующего палача...

И - злая, агрессивная сила. Образ ее уже соотносился с «темной, наглой и бессмысленно-вечной силой, которой все подчинено». Она у Мостарта «захватила, раздробила» не только само «великое и бесценное существо», сила эта сокрушила дух, прежде чем уничтожить плоть.

Если пределы верхнего и среднего рядов в картине составляют первосвященник и палач, то лицо Пилата вверху и Христа ниже оказываются наиболее близкими к вертикальной оси, мысленно проводимой по полю картины. Пилат повернут в пол-оборота к первосвященнику, и его холеное мужественное лицо слева от оси зеркально к опущенному в сторону палача почти в профиль скорбному лицу Христа. А оторочка камзола и богато расшитого ворота рубашки перекликается с терновым венцом.

И эта ось и перепад, о котором говорилось, обнажают слом времени: переход от осуждения к свершению приговора. События картины живут в движении: только что бывшее - уже прошлое. И нынешнее, сиюминутное, переходящее в будущее. Из рук Пилата - в руки палача.

В казавшейся несколько уплощенной и статуарной композиции вдруг постигаешь динамику. В тесной группе сведенных художником фигур разрешился перелом. Если в заднем ее ряду (предел глубины - стражник) композиция живет еще в картинной плоскости, то в паре Христос - Палач и особенно в фигуре Христа она стремится порвать с плоскостью. Христос исторгнут из тесной группы, и его свобода - смерть. Движение на зрителя - движение к казни через подразумеваемую толпу.

Главное для художника событие уже не пребывает там, в пространстве картины,- замкнутое в ее пределах, оно вынесено на народ, обращено к зрителю. Пилат, первосвященник, стражник остаются только ли там, в глубине? Они - в прошлом времени. Христос и палач - в другом, последующем, словно движутся - не только «сюжетно» - в будущее время, к казни.



 →  Главная  → Европейское искусство: живопись, графика, скульптура   → Ян Мостарт. «Се человек»   → Эпизод земной жизни Христа  


Европейское искусство Сандро Боттичелли. «Благовещение»Ян ван ЭйкЯн Мостарт. «Се человек»Композиция и колористическая приподнятость картиныСредний и нижний композиционные ярусы картиныСтупенчатые диагонали композиционных рифмПереход тайного в явное. Композиционный узел картиныПринцип овальной организации картиныЭпизод земной жизни ХристаКлод Лоррен. «Похищение Европы»Никола Пуссен. «Ринальдо и Армида»Никола Пуссен. «Пейзаж с Геркулесом и Какусом»Поздние пейзажи Никола ПуссенаНикола Ланкре. Галантные празднестваЖан Батист Патер. «Майский праздник»Лукас ван Уден. «Обоз»Ян Сиберехтс. «Брод»Ривьер. «Дама с лирой»Клод Моне. Чистый миф светаАнри Руссо. «Поэт и Муза» Ван Гог. «Прогулка заключенных»Пабло Пикассо. «Королева Изабо»Анри Матисс. «Раковина на черном мраморе»




 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой  
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
 
  • Современная живопись
  • Древнерусская живопись и иконы
  • Русское изобразительное искусство XVIII века
  • Русское искусство первой половины XIX века
  • Русское искусство второй половины XIX века
  • Европейское изобразительное искусство
 
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2019.
Живопись, архитектура, монументальное искусство, иконы, литература
Контакты
На заметку
Карта сайта