Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

Ян Мостарт «Се человек»

Композиция и колористическая приподнятость картины

На Пилате - за спиной Христа – ало-розовая безрукавка, ее широкий ворот из леопардового меха откинут на плечи, золотистый камзол украшен жемчугом, тесно облегающий шею воротник рубашки расшит золотой нитью, на руках серые перчатки. Палач - справа от Христа - в багряно-алой безрукавке с буро-зеленоватой оторочкой пройм и лежащим углами бархатным воротником, широкий ворот рубашки открывает шею.

Золотисто-алая среда, определенная одеждами Пилата и палача, резко контрастна к темно-зеленому плащу на обнаженном и всем цветовым окружением подчеркнутом бледном теле Христа. Светлее тела лишь набедренная повязка да облако вверху, над городом. Золотисто-алое утверждает жизнь, зеленый - гибель.

Композиционный строй, кажущийся поначалу плоскостным, не прост и предстает в трех ярусах-рядах из сомкнутых лиц и рук участников события.

Верхний. Одутловатое лицо пожилого первосвященника. Пальцы его поднятых рук сплетены. Пухлые губы понимаются шепчущими и обращены, как и его взгляд, к холеному лицу внимающего ему Пилата. Между их лицами едва приметны надутые щеки глашатая с мундштуком рога у губ. Правее лица Пилата со скошенными в его сторону глазами лицо стражника.

Пальцы рук первосвященника кажутся миролюбиво сплетенными, но во встрече двух из них - как бы точка, зловещий знак, пластически подтверждающий произносимое шепотом. В лице первосвященника - обращение, в легком наклоне головы Пилата - внимание, согласие и допустимая, также полушепотом (его рот приоткрыт), реплика. Знак пальцев переходит в жест его рук. Вдруг осознаешь, сколь решающую роль в осуждении Христа сыграл у Мостарта первосвященник.

Его лысая голова не покрыта, что делает ее крупнее голов Пилата и стражника и тем самым значительней. С нее начато изображение события там, вверху.

Вчитываясь в композицию, глаз сначала уходит от лица Христа к лицу первосвященника, затем вновь к лицу Христа и уж только потом включается лицо Пилата. Первосвященником сказано слово, Пилатом дана команда, глашатай трубит, палач ведет осужденного.



Далее: Средний и нижний композиционные ярусы картины

 →  Главная  → Европейское искусство: живопись, графика, скульптура   → Ян Мостарт. «Се человек»   → Композиция и колористическая приподнятость картины  


Европейское искусство Сандро Боттичелли. «Благовещение»Ян ван ЭйкЯн Мостарт. «Се человек»Композиция и колористическая приподнятость картиныСредний и нижний композиционные ярусы картиныСтупенчатые диагонали композиционных рифмПереход тайного в явное. Композиционный узел картиныПринцип овальной организации картиныЭпизод земной жизни ХристаКлод Лоррен. «Похищение Европы»Никола Пуссен. «Ринальдо и Армида»Никола Пуссен. «Пейзаж с Геркулесом и Какусом»Поздние пейзажи Никола ПуссенаНикола Ланкре. Галантные празднестваЖан Батист Патер. «Майский праздник»Лукас ван Уден. «Обоз»Ян Сиберехтс. «Брод»Ривьер. «Дама с лирой»Клод Моне. Чистый миф светаАнри Руссо. «Поэт и Муза» Ван Гог. «Прогулка заключенных»Пабло Пикассо. «Королева Изабо»Анри Матисс. «Раковина на черном мраморе»













 
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
  Европейское изобразительное искусство Древнерусская живопись и иконы Русское искусство XVIII века Русское искусство первой половины XIX века Русское искусство второй половины XIX века  
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021.
Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы
Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы.
Контакты
На заметку
Карта сайта