Европейское искусство | Русское искусство XVIII века | Русское искусство первой половины XIX века | Русское искусство второй половины XIX века | Советское искусство |
Иконы | Современное искусство | Литература | События | Арткласс |
Ян Мостарт «Се человек»Переход тайного в явное. Композиционный узел картины.Рассмотрим один из композиционных узлов картины. Его начало в военном роге. Закрытый головами Пилата и стражника, рог виден не весь - лишь мундштук слева с дующим в него глашатаем и раструб вправо. Рог поднят и представляется звучащим. Его мундштук соотнесен с шепчущими губами первосвященника. Единая линия шести глаз: первосвященника, Пилата, стражника - вторит ему. «Звучащий» и видимый из-за головы стражника справа раструб рога пересечен активной в своей обнаженности вертикалью (ее подчеркивает и наклон фигуры Христа) алебарды, которую цепко держит стражник. Нижняя половина алебарды скрыта, но в своей верхней части она утверждена над (как бы над) головой в терновом венце. И этот неприметный на первый взгляд ступенчатый перепад в общем напряжении композиции порожден мыслью не отвлеченной. Организуя два яруса лиц, он несет образ гибели, неизбежности последующего. Вертикаль алебарды поддержана еще двумя вертикалями, усиливающими ее утверждение. Но прежде снова о роге. Вострубивший, он обращен к городу, к единственному вне тесной композиции пространству. Само облако над кровлями города представляется образом звука (urb et orb). И, подобно связи с древком алебарды, встретившись в плоскости картины с ратушей, рог подчеркивает вертикаль официального здания. И как вертикаль ратуши вторит древку алебарды (над головой Христа), так вторит алебарде и вертикаль копья (пригвожден будет) над головой палача. Утвержденность вертикали откликается и в сползающей вниз капле крови от шипа венца на челе Христа и в слезе на его щеке. В перепаде - переход тайного в явное: шепот приговора - сигнал начинать... И раструб с древком образуют сцепление, в котором завязь последующего - казни. В самом пересечении раструба рога с алебардой нет подчеркнутого динамизма. Деловое в своей неотвратимости утверждение неизбежной смерти. Но переход этот подхвачен новым сломом: невидимая нам половина тернового венца, «соприкоснувшись» с древком алебарды, переходит в линию озаренных торжеством глаз палача. Шепот откликнулся не только в звуке рога, но и в возгласе палача, его огненном взгляде. И замыкает эту композиционную цепь, нисходящую по правому, внешнему, краю группы, согнутая в локте рука палача и пассивный ответ ей «мертвой» руки Христа. Если из целого выделен композиционный «сустав» - не перечислить всех сочленений, звеньев, узлов (в их ритмическом и, конечно же, смысловом взаимодействии) напряженного организма картины. Далее: Принцип овальной организации картины
| Европейское искусство Сандро Боттичелли. «Благовещение»Ян ван ЭйкЯн Мостарт. «Се человек»Композиция и колористическая приподнятость картиныСредний и нижний композиционные ярусы картиныСтупенчатые диагонали композиционных рифмПереход тайного в явное. Композиционный узел картиныПринцип овальной организации картиныЭпизод земной жизни ХристаКлод Лоррен. «Похищение Европы»Никола Пуссен. «Ринальдо и Армида»Никола Пуссен. «Пейзаж с Геркулесом и Какусом»Поздние пейзажи Никола ПуссенаНикола Ланкре. Галантные празднестваЖан Батист Патер. «Майский праздник»Лукас ван Уден. «Обоз»Ян Сиберехтс. «Брод»Ривьер. «Дама с лирой»Клод Моне. Чистый миф светаАнри Руссо. «Поэт и Муза» Ван Гог. «Прогулка заключенных»Пабло Пикассо. «Королева Изабо»Анри Матисс. «Раковина на черном мраморе» Как выбрать помолвочное кольцо правильно | |||
Европа
Иконы
Россия XVIII
Россия XIX-1
Россия XIX-2
СССР Галерея Литература События АртКласс | ||||
© Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021. Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы. |
Контакты На заметку Карта сайта |