Иконы Каргополья
Каргополье - затерянная в северных лесах страна, древнее искусство которой сохранилось благодаря уходу торговых путей
в другие земли. Храмы самого Каргополя и заброшенные церкви окрестных деревень стали кладезем артефактов, не сохранившихся
в тех регионах, где полыхали революции и войны. Иконы Каргополья XVI-XVII веков представляют собой интересный пласт
регионального искусства, менее приверженного догматам и допускающего те или иные вольности иконописцев. В то же время
высокий уровень художественного мастерства каргопольских иконописцев доказывает развитие и богатство края в эпоху
приоритета северных торговых путей.
Историческое вступление. Иконы Каргополья XVI века Предположительно, строительство острога произошло в середине XII века, в ходе освоения славянами северных земель. А обнаружил записи об этом событии генерал-губернатор Олонецкой губернии Гавриил Державин, которого чаще вспоминают как русского поэта, а не как государственного деятеля. Первое упоминание о городе встречается в Никоновской летописи в 1380 году.
Иконопись Каргополья. Иконы XVII века В стилистике каргопольских икон прослеживаются различия между городской, профессиональной живописью и крестьянским, народным иконописанием. Народная икона - явление характерное для всего Русского Севера, иконы на заказ из известных мастерских были слишком дороги для крестьянских домов и храмов. Значение имел и фактор удалённости, труднодоступности многих северных деревень и сёл.
Многорядные иконы Концепция многорядных икон сложилась, вероятно, по простым соображениям экономии или оптимизации пространства, как храмового, так и личного. В условиях Русского Севера многоярусные иконостасы с большим числом отдельных икон могли позволить себе лишь крупные храмы в зажиточных городах, а сельские церкви обходились куда более скромными иконами и аксессуарами.
Северные живописные «небеса» «Небеса» - это устоявшееся название расписных секторов потолка в деревянных северных храмах. Небом называли и перекрытия храмов, и сам потолок, а расписные потолки, выполненные в иконографической традиции, представляли собой отсылку к небесам в религиозном контексте. Темами росписи «небес» обычно являлись библейские сюжеты, подобранные таким образом, чтобы образовывать логичную композицию и с художественной, и повествовательной точки зрения. Некоторые потолочные росписи представляют собой свод почитаемых апостолов, святых, мучеников, расположенных по кругу.
Деревянная скульптура. Никола Можайский История происхождения образа Николы Можайского восходит к былинным временам, и легенда о защите города Можая носит черты скорее героической сказки, нежели христианского нравоучительного жития. Город Можай осадило многочисленное вражеское войско, и когда надежды на спасение уже не осталось, жители начали молиться Николаю Чудотворцу. В небе над городом появился образ Николая с мечом в одной руке и городком в другой. Устрашённые завоеватели в панике бежали, а Николай стал считаться защитником и покровителем города.
Деревянная скульптура. Христос в темнице Христос в темнице - самый любимый и распространённый скульптурный образ в культуре Русского Севера. Реалистичные изображения Христа в образе полуголого мужчины, сидящего в суть согнутом положении, иногда со связанными руками, иногда с рукой, поднесённой к щеке, встречаются на обширной территории и объединяются общим и необычным для христианского искусства реализмом образа. Время и причины возникновения традиции создания скульптурных образов - предмет споров иконоведов и искусствоведов.
Деревянные Голгофские кресты В привычном представлении Голгофский крест - это или нательный крест или церковный крест внушительных размеров, располагающийся где-либо в храме. Деревянные резные панно с изображением Голгофского креста, куполов, различных символических рисунков и криптограмм были довольно популярны на Русском Севере в восемнадцатом веке. Однако назначение таких деревянных панно не вполне очевидно, предполагается, что они могли заменять иконы, в том числе аналойные, а также использоваться в процессе обучения.
|