Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

Северные живописные «небеса»

«Небеса» - это устоявшееся название расписных секторов потолка в деревянных северных храмах. Небом называли и перекрытия храмов, и сам потолок, а расписные потолки, выполненные в иконографической традиции, представляли собой отсылку к небесам в религиозном контексте. Темами росписи «небес» обычно являлись библейские сюжеты, подобранные таким образом, чтобы образовывать логичную композицию и с художественной, и повествовательной точки зрения. Некоторые потолочные росписи представляют собой свод почитаемых апостолов, святых, мучеников, расположенных по кругу.

Создание композиций «небес» требовало немалого мастерства художника, учёт перспективы и точки зрения снизу требовал внесения в рисунок определённых корректив. И всё же расписные потолки не были чем-то исключительным в церквях Русского Севера. Увы, монументальная живопись небес погибала вместе с храмами в огне или забвении, и во втором десятилетии двадцать первого века насчитывается не более двух десятков церквей с сохранившимися «небесами». Все сохранившиеся образцы представляют собой особенный интерес для исследователей северной живописи.


Распятие с предстоящими.
Восточная грань неба в церкви Иоанна Златоуста. Село Саунино.
XVIII век
Дерево, левкас, темпера, масло.

На территории Каргополья расписные «небеса» сохранились в своём естественном виде в церкви Иоанна Златоуста Саунинского погоста; в Покровской церкви Лядинского погоста; в Богоявленской церкви Ошевенского погоста. В собрании каргопольского музея представлено свыше ста граней «небес» из различных деревенских церквей с довольно обширной северной территории.


Фрагмент расписных небес в церкви Иоанна Златоуста. Село Саунино.
XVIII век


Фрагмент расписных небес в церкви Иоанна Златоуста. Село Саунино.
XVIII век

Предположительно, традиция росписи потолков церквей зародилась под влиянием образцов столичных храмов с росписями и куполов, и стен, и арок, но некоторое значение могла иметь и светская интерьерная живопись. Хотя Карогополье, да и весь Русский Север иногда изображаются отдельной труднодоступной страной, стабильные торговые связи с Москвой и центральными регионами были налажены ещё в XVI веке. Отсутствие дорог компенсировалось активным сообщением по рекам, которые по ряду данных, в прошлые века были более полноводными и быстрыми. Торговля солью, пушниной, лесом и продуктами обработки древесины велась активно, и хотя отдалённые деревни смолокуров могли жить в своём социальном космосе, в общении со столицами принимало участие достаточно ремесленников, купцов и предпринимателей различного толка. Насмотревшись красивых чудес в Москве и Санкт-Петербурге, северяне созадавали свои художественные и архитектурные интерпретации этих чудес.


Фрагмент расписных небес в церкви Иоанна Златоуста. Село Саунино.
XVIII век


Фрагмент расписных небес в церкви Иоанна Златоуста. Село Саунино.
XVIII век

Небеса из Никольской церкви села Ловзанга созданы иконописцем Павлом Петровичем Бузатовым в 1888-1889 году. В качестве образца художник использовал картины Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда, популярного в России иллюстратора Библии. Композиция тридцати картин Бузатова соответствует оригинальным работам Шнорра, но в силу технической необходимости размещения живописи на потолке иконописец позволил себе кое-где убрать мешающих персонажей. Колористическое решение «небес» - приглушённые тона и мягкие, живописные переходы полутонов.


Грань неба «Шестой день творения»
Из Никольской церкви села Ловзанга Каргопольского района
1890 год
Дерево, темпера, масло


Грань неба «Терпение и благодушие Иова»
Из Никольской церкви села Ловзанга Каргопольского района
1890 год
Дерево, темпера, масло


Грань неба «Избиение младенцев в Вифлееме»
Из Никольской церкви села Ловзанга Каргопольского района
1890 год
Дерево, темпера, масло


Грань неба «Суд Соломонов»
Из Никольской церкви села Ловзанга Каргопольского района
1890 год
Дерево, темпера, масло

Татьяна Селянинова

Источники:
•  Каргопольский государственный историко-архитектурный и художественный музей. Каталог-путеводитель. М.:Три квадрата, 2011.



Далее: Деревянная скульптура. Никола Можайский

 →  Главная  → Иконы   → Иконы Каргополья   → Северные живописные «небеса»  


Иконы Византийская икона «Успение Богоматери» XV векаВизантийская икона «Благовещение» XV векаФеофан ГрекДионисийПсковские письмаИконы КаргопольяИсторическое вступление. Иконы Каргополья XVI векаИконопись Каргополья. Иконы XVII векаМногорядные иконыСеверные живописные «небеса»Деревянная скульптура. Никола МожайскийДеревянная скульптура. Христос в темницеДеревянные Голгофские крестыИкона «Святой Прокопий Устьянский». Русский Север, начало XVIII векаИконы Рыботыцких мастеров




 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой  
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
 
  • Современная живопись
  • Древнерусская живопись и иконы
  • Русское изобразительное искусство XVIII века
  • Русское искусство первой половины XIX века
  • Русское искусство второй половины XIX века
  • Европейское изобразительное искусство
 
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2019.
Живопись, архитектура, монументальное искусство, иконы, литература
Контакты
На заметку
Карта сайта