Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература Арткласс  
 

Деревянная скульптура Каргополья. Христос в темнице

"Христос в темнице" - самый любимый и распространённый скульптурный образ в культуре Русского Севера. Реалистичные изображения Христа в образе полуголого мужчины, сидящего в суть согнутом положении, иногда со связанными руками, иногда с рукой, поднесённой к щеке, встречаются на обширной территории и объединяются общим и необычным для христианского искусства реализмом образа. Время и причины возникновения традиции создания скульптурных образов - предмет споров иконоведов и искусствоведов. Одни считают, что деревянные резные образы вошли в русскую христианскую культуру уже в раннем периоде после крещения Руси, и впоследствии постепенно и медленно развившееся искусство деревянной скульптуры нашло своё высшее выражение в многочисленных образах Христоса в темнице. Другие полагают, что в православную культуру уже в XVII-XVIII веках проникли светские мотивы, которые и привели к расцвету деревянной скульптуры.

Деревянная скульптура Христос в темнице. Конец XVIII века
Христос в темнице
Конец XVIII-начало XIX века
Каргопольский район Архангельской области
фото Т.Селянинова


Неясной остаётся и первооснова сюжета. Предполагается, что Христос в темнице восходит к апокрифическим сказаниям, повествующим о заключении Иисуса перед казнью, а также пребывании его в некоей условной "темнице" после неё. Некоторые статуи изображают мужчину с ранами, которые позволяют предположить, что изображён Христос уже после снятия с креста, но на других этих ран нет.

Большинство скульптурных образов схожи печальным, но не отчаянным настроением. Неизменна чуть сутулящаяся, усталая поза сидящего человека. Всегда выразительна пластика рук, хотя не все скульптуры могут похвастаться интересными портретами. Размеры скульптур варьируются незначительно, в среднем стремясь к масштабу в натуральную величину. Интересно отметить, что для подавляющего большинства известных деревянных скульптур Христоса в темнице характерно реалистичное, мастерское изображение самого Иисуса. В некоторых народных изваяниях как скульптурная пластика, так и физиологически точная роспись достигают высочайшего художественного уровня, но ранения Христа обычно лишь обозначены отдельными мазками, к ним не привлекается внимание зрителя.

Деревянная скульптура Христос в темнице. Конец XVIII века
Христос в темнице
Конец XVIII-начало XIX века
Дерево, левкас, масло, резьба, роспись
Каргопольский район Архангельской области
фото Т.Селянинова


Во многих случаях скульптура "Христос в темнице" размещалась внутри специально построенной "темницы", где сохранялся полумрак. При размещении внутри композиции горящих свечей создавался колеблющийся свет, усиливающий эффект реальности присутствия Бога и приближающий зрителя к евангельским событиям. Для деревянной скульптуры, размещаемой в православных храмах характерно определённое плоскостное решение - в большинстве случаев предполагалось, что обзор изваяния будет производится с одной стороны, и поэтому скульптуры тщательно разрабатывались в "анфас" и с боков, но теневая сторона могла быть обработанной по минимуму. Многие скульптуры "Христос в темнице" также половинчаты, так как зритель видел их только с одного ракурса, когда заглядывал в "темницу". Но есть примеры деревянных образов, рассчитанных на круговой обзор, где очевидна тщательность отделки как с фронтальной, так и с тыловой части фигуры.

Многие дети живо и непосредственно реагируют на скульптурные образы Христа. Если иконопись воспринимается многими малышами с трудом, символика образов им неизвестна, а отсутствие визуальной привычки приводит к тому, что иконы кажутся им странными, то реалистичные скульптуры оказываются понятными и вызывают живой эмоциональный отклик.

Деревянная скульптура Христос в темнице. XIX век
Христос в темнице
Первая половина XIX века
Дерево, левкас, масло, резьба, роспись
Из Спасо-Преображенского монастыря Каргополя
Фото С.Митурич

Деревянная скульптура Христос в темнице. XIX век
Христос в темнице. Фрагмент
Из Спасо-Преображенского монастыря Каргополя
Фото С.Митурич


В Каргополье - крае сохранения артефактов православной культуры - было выявлено несколько десятков деревянных статуй на сюжет "Христос в темнице". Сохранность икон и скульптур в храмах самого Каргополя, и в заброшенных церквях окрестных селений объясняется и отдалённостью местности от железных дорог и крупных шоссе, и традиционным укладом жизни в глубинке. Фотографии церквей Каргополья из экспедиций 1950-1970-х годов демонстрируют запустение и разруху в переделанных под склады и мастерские храмах, однако иконостасы и небеса в этих складах всё же сохранились, многие артефакты не были разграблены или сожжены. В центральных и южных регионах скульптуры, которые были и менее распространены, чаще всего шли на дрова, и составить представление о региональных художественных отличиях образов уже невозможно. Из Каргополья происходит значительная часть сохранившихся деревянных скульптур, которые после кропотливых реставрационных работ дают представление об утерянном пласте народной скульптуры, некогда распространённой повсеместно.

Деревянная скульптура Христос в темнице. XIX век
Христос в темнице.
XIX век
Дерево, левкас, масло, резьба, роспись
Из Спасо-Преображенского монастыря Каргополя
Фото С.Митурич


Татьяна Селянинова

Источники:
•  Каргопольский государственный историко-архитектурный и художественный музей. Каталог-путеводитель. М.:Три квадрата, 2011.
•  Выставочный проект «Иконы Каргополья. Возрождение» в Российской Академии Художеств в январе 2019 года



 →  Главная  → Иконы   → Иконы Каргополья   → Деревянная скульптура. Христос в темнице  


Иконы Византийская икона «Успение Богоматери» XV векаВизантийская икона «Благовещение» XV векаФеофан ГрекДионисийПсковские письмаИконы КаргопольяИсторическое вступление. Иконы Каргополья XVI векаИконопись Каргополья. Иконы XVII векаДеревянная скульптура. Христос в темницеИкона «Святой Прокопий Устьянский». Русский Север, начало XVIII векаИконы Рыботыцких мастеров




 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой  
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
 
  • Современная живопись
  • Древнерусская живопись и иконы
  • Русское изобразительное искусство XVIII века
  • Русское искусство первой половины XIX века
  • Русское искусство второй половины XIX века
  • Европейское изобразительное искусство
 
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2019.
Живопись, архитектура, монументальное искусство, иконы, литература
Контакты
На заметку
Карта сайта