Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

Деревянные Голгофские кресты из Каргополья

В привычном представлении Голгофский крест - это или нательный крест или церковный крест внушительных размеров, располагающийся где-либо в храме. Деревянные резные панно с изображением Голгофского креста, куполов, различных символических рисунков и криптограмм были довольно популярны на Русском Севере в восемнадцатом веке. Однако назначение таких деревянных панно не вполне очевидно, предполагается, что они могли заменять иконы, в том числе аналойные, а также использоваться в процессе обучения.

Расшифровка некоторых криптограмм сделана, однако в каждом конкретном случае аббревиатура могла быть своей и понятной только заказчикам резного предмета. Буквы вырезаны простыми, легко читаемыми, не вязью, без сложных декоров, свойственных письменной каллиграфии. Очевидно, что резчики придерживались принципа читабельности и понятности букв. Тем интереснее практика некоей шифровки послания, заключающегося в этих понятных буквах. Хотя есть и то соображение, что буквы могли быть не столько шифровкой, сколько шпаргалкой. По начальным буквам Голгофского креста проще было заучить или запомнить ключевые фразы молитв и обращений.

Резные Голгофские кресты с криптограммами специфичны для Русского Севера, что, вероятно, обусловлено распространённости древесины в северной архитектуре и храмовом декоре, а техника резьбы сохранившихся крестов не демонстрирует чрезмерной сложности. Кресты были доступны любым слоям населения и изготавливали их, по всей видимости, народные мастера-резчики, в то время как живописная икона являлась всё же предметом кула более дорогим.


Деревянный Голгофский крест с резными криптограммами. XVIII век
Голгофский крест
XVIII век
Из деревни Заручьевская Приозёрного (позже Плесецкого) района Архангельской области
Реставратор Н.В.Дунаева

Восьмиконечный Голгофский крест с распятием и орудиями страстей заключён под сень пятиглавого храма По краям рельефные криптограммы в шесть строк.

КТПВ ИВТС: Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и воскресение Твоё славим
КХВВ КТЦ: Крест хранитель всей вселенной, крест - красота церковная
КЦД КАС: Крест - царям держава, крест - ангелам слава
КВУ КБЯ: Крест - верным утешение, крест - бесам язва
ББББ: Бич божий бьёт бесов
ВВВВ: Всей вселенной возвещает веру
ВВВВ: Всем верным возвращение в рай
КККК: Крест - крепость Константина к вере



Деревянный Голгофский крест с резными криптограммами. XVIII век
Голгофский крест
XVIII век
Из деревни Максимовская Поздышевского с/с Каргопольского района Архангельской области
Реставратор Р.В.Замковой

Голгофский крест с орудиями страстей помещен под сень пятиглавого храма. Купола с восьмиконечными крестами. Свободное поле занимают надписи.

IНЦИ: Иисус Христос Царь Иудеи
ЦРЬ СЛВЫ
IC XC: Иисус Христос
СНЪ БЖИ: Сын Божий
КТ НИКА
МЛ РБ
ГГ ГА
КТПВ ИВТС: Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и воскресение Твоё славим
ББББ
ВВВВ
ВВВВ
ДДДД: Древо добро досада диаволу
КККК
ПППП: Пою, почитаю, поклоняюся подножию
ПППП:
Пречистыя Твоя длани на древе вознесе...
Покаяние ми даруй слезное,
Помилуй мя и спаси и прости мя,
Помяни мя, Господи, во царствии Твоём

Над главами храма криптограммы в две строки
КХВВ ККЦ КЦД КВУ: Крест хранитель всей вселенной, крест - красота церковная, крест - царям держава, крест - верным утешение
КАС КБЯ: Крест - ангелам слава, крест - бесам язва



Деревянный Голгофский крест с резными криптограммами. XVIII век
Голгофский крест
XVIII век
Из деревни Киверниковская Каргопольского района Архангельской области
Реставратор А.П.Мурашов

Интересно отметить, что аббревиатуры советского и постсоветского времени прижились и активно используются не на пустом месте. КПСС, РСФСР, НКВД или современные ФГУП, ГБОУ и ООО продолжают традицию всем понятных сокращений, заменяющих длинные фразы и экономящих пространство на информационном поле, будь то доска или лист бумаги. Смысл криптограмм поменялся самым радикальным образом, однако истоки нашей привязанности к сокращениям по буквам заложены в культурно-историческом коде.

Татьяна Селянинова, фото автора

Источники:
•  Выставочный проект «Иконы Каргополья. Возрождение» в Российской Академии Художеств в январе 2019 года



 →  Главная  → Иконы   → Иконы Каргополья   → Деревянные Голгофские кресты  


Иконы Византийская икона «Успение Богоматери» XV векаВизантийская икона «Благовещение» XV векаФеофан ГрекДионисийПсковские письмаИконы КаргопольяИсторическое вступление. Иконы Каргополья XVI векаИконопись Каргополья. Иконы XVII векаМногорядные иконыСеверные живописные «небеса»Деревянная скульптура. Никола МожайскийДеревянная скульптура. Христос в темницеДеревянные Голгофские крестыИкона «Святой Прокопий Устьянский». Русский Север, начало XVIII векаИконы Рыботыцких мастеров




 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой  
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
 
  • Современная живопись
  • Древнерусская живопись и иконы
  • Русское изобразительное искусство XVIII века
  • Русское искусство первой половины XIX века
  • Русское искусство второй половины XIX века
  • Европейское изобразительное искусство
 
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2019.
Живопись, архитектура, монументальное искусство, иконы, литература
Контакты
На заметку
Карта сайта