Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

Многорядные иконы

Концепция многорядных икон сложилась, вероятно, по простым соображениям экономии или оптимизации пространства, как храмового, так и личного. В условиях Русского Севера многоярусные иконостасы с большим числом отдельных икон могли позволить себе лишь крупные храмы в зажиточных городах, а сельские церкви обходились куда более скромными иконами и аксессуарами. Для многих церквей в отдалённых сёлах характерны относительно низкие потолки, которые позволяли сохранять тепло внутри храма во время долгих зим. Малочисленные населённые пункты обходились часовнями, в которых высота потолков могла не дотягивать и до трёх метров. В столь скромных пространствах иконы размещали по принципу две-три в одной, и многорядность помогала обустроить храмовое пространство даже там, где для этого не хватало места.

С другой стороны, известен ряд сюжетов и образов, которые традиционно составляются в единую композицию иконы, например, Вознесение - Схождение в ад. Система клейм как последовательный рассказ о библейском или житийном сюжете, по сути представляет собой ту же многорядную историю, только оформленную в виде рамы. Известны и 2-3-4-х частные небольшие иконы, в которых отдельные сюжеты разделяются по времени или месту действия, но рассказывают общую историю или собирают воедино комплекс тематически схожих сюжетов. То есть сама идея многорядности не является для иконописи чем-то необычным.

Сохранившиеся северные многорядные иконостасы происходят из деревенских церквей, где их сохранности способствовала удалённость от наезженных дорог и определённая архаичность мышления большинства населения. Многие крестьяне не разделили пыл борьбы советской системы с церковной идеологией, хотя храмы закрывались и перепрофилировались, их имущество оставалось или нетронутым, или спрятанным. Судить о распространённости многорядных иконостасов в центральных и западных регионах затруднительно - за практическим отсутствием сохранившихся артефактов. Однако осторожные реконструкции допускают, что компактные решения иконостасов "в одну доску" могли встречаться достаточно часто. Косвенным основанием для таких предположений является сохранение традиции многорядных иконостасов в старообрядческих иконописных школах.

Икона трёхрядная. XVII век
Икона трёхрядная: деисусный, праздничный и пророческий чины
Третья четверть XVII века, с частичной реконструкцией
Из церкви Богоматери Одигитрии (1834-1836 гг.)
с. Малая Шалга Каргопольского района Архангельской обл.
Реставратор О.А.Пригородова

Икона трёхрядная. Фрагмент. XVII век


Икона трёхрядная. Фрагмент. XVII век


Деисусный чин: Спас в Силах, Богоматерь, пророк Иоанн Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Пётр и Павел, великомученик Феодор Стратилат и преподобномученик Симеон, великомученицы Екатерина и Ирина.

Праздничный чин (слева направо): Рождество Богоматери, Благовещение, Введение во храм, Рождество Христово, Собор Богоматери, Богоявление, Сретение, Воскрешение Лазаря, Распятие, Снятие со Креста, Положение во Гроб, Воздвижение Креста

Пророческий чин: Богоматерь Знамение, пророки Давид и Соломон, Исайя и Илия, Иона и Иезекиль, Даниил и Моисей, Наум и Аввакум


Икона двухрядная. XVII век
Икона двухрядная: Праздничный чин, деисус
Вторая половина XVII века, с поздними поновлениями
Из церкви Богоматери Одигитрии (1834-1836гг.)
с. Малая Шалга Каргопольского района Архангельской области
Реставратор Л.П.Евзарихина

В верхнем ряду праздники (слева направо): Воздвижение Креста, Покров Богоматери, Введение Богоматери во храм, Благовещение, Рождество Христово, Богоявление, Преображение, Воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим, Распятие, Снятие с Креста, Сошествие во ад.

Нижний деисусный чин (от центра): Спас на престоле, Богоматерь, Иоанн Предтеча, архангел Михаил, архангел Гавриил, апостолы Пётр и Павел, святители Василий Великий и Иоанн Златоуст, мученики князья Борис и Глеб.

Татьяна Селянинова, фото автора

Источники:
•  Выставочный проект «Иконы Каргополья. Возрождение» в Российской Академии Художеств в январе 2019 года



Далее: Северные живописные «небеса»

 →  Главная  → Иконы   → Иконы Каргополья   → Многорядные иконы  


Иконы Византийская икона «Успение Богоматери» XV векаВизантийская икона «Благовещение» XV векаФеофан ГрекДионисийПсковские письмаИконы КаргопольяИсторическое вступление. Иконы Каргополья XVI векаИконопись Каргополья. Иконы XVII векаМногорядные иконыСеверные живописные «небеса»Деревянная скульптура. Никола МожайскийДеревянная скульптура. Христос в темницеДеревянные Голгофские крестыИкона «Святой Прокопий Устьянский». Русский Север, начало XVIII векаИконы Рыботыцких мастеров




 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой  
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
 
  • Современная живопись
  • Древнерусская живопись и иконы
  • Русское изобразительное искусство XVIII века
  • Русское искусство первой половины XIX века
  • Русское искусство второй половины XIX века
  • Европейское изобразительное искусство
 
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2019.
Живопись, архитектура, монументальное искусство, иконы, литература
Контакты
На заметку
Карта сайта