Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература Арткласс  
 

Иконопись Каргополья. Иконы XVII века

Иконописные мастерские в Каргополе существовали уже в XVI веке, и это были сложившиеся коллективы, профессионально занимающиеся живописью. Обычно иконоведы не выделяют каргопольскую живопись в отдельную школу. Для школы характерны общие тенденции стиля и свои живописные особенности. Иконопись Каргополя объединяется, скорее, по территориальному признаку и общей канве специфики почитания местных святых, образы которых обязательно присутствовали в иконостасах. Но в стилистике каргопольских икон прослеживаются различия между городской, профессиональной живописью и крестьянским, народным иконописанием.

Наиболее логично предположить, что первые иконописцы переселились в Каргополь из Ростова и Новгорода, освоение северных земель и активная деятельность христианских подвижников по основанию обителей привели к возникновению потребности в местных иконописных мастерских, которые и не замедлили появиться. В XVI веке Каргополь активно развивался, получив приоритет над другими городами края в торговле солью и пушниной. Став ваным финансовым и деловым центром Онежских земель, Каргополь естественным образом стал и культурно-регилигиозной столицей края. Иконописные мастерские традиционно представляли собой семейные и профессиональные кланы, хранившие свои секреты от любопытных. И заказы для мастерских делали преимущественно настоятели монастырей и батюшки богатых храмов, представители знати, зажиточного купечества. Поэтому наряду с профессиональными художниками над созданием икон трудились и народным мастера.

Народная икона - явление характерное для всего Русского Севера, иконы известных мастерских были слишком дороги для крестьянских домов и храмов. Значение имел и фактор удалённости, труднодоступности многих северных деревень и сёл. Ждать доставки заказа из столицы или даже из региональных центров можно было годами. Поэтому возникали свои, местные живописцы-крестьяне, для которых иконопись была и творчеством для души, и дополнительным заработком. В целом, народная икона исследована мало, а дошедшие до нас образцы демонстрируют изрядный разброс сюжетных и стилистических нюансов при общем среднем и слабом уровне владения живописным мастерством. Но и среди наивных крестьянских образов встречаются очень интересные иконы, в которых очевидно и мастерство живописи, и тонкий художественный вкус народного автора.

В народной живописи, помимо собственно иконописания, существовала и традиция художественных росписей как бытовых предметов, так и интерьеров. Знаменитые расписные двери и буфеты Русского Севера создавались местными "малярами", многие из которых могли подростками проходить начальное обучение в той или иной мастерской, а потом возвращаться в родную деревню и придавать ей нарядный вид. Красочные народные росписи, как и некоторые орнаментальные узоры вышивок повторяются в декоре народных икон, но проследить, какие художественные тенденции были первичны, не представляется возможным. Некоторые искусствоведы считают, что на народные ремёсла оказали серьёзное влияние промыслы переписи книг и искусство каллиграфии. Другие полагают, что в северное христианское искусство вошли архаичные народные мотивы, связанные ещё с языческим культурным кодом.

Каргопольские иконы различаются и по следованию старообрядческим или новым канонам. В конце XVIII - начале XIX века в иконопись проникли новые тренды: иконы стали писать маслом, с живописной манерой подачи классических сюжетов. Однако в старообрядческих иконах строго сохранялись древние правила создания образов: иконы писались темперой, по традиционным прописям и с соблюдением символических смыслов. Икона стала отражать накопившиеся различия в социальном и бытовом укладе старообрядцев и последователей официальной религии.

Угасание иконописных промыслов Каргополя прямо связано с общим упадком северных городов в XIX веке. Сыграло свою роль и становление больших иконописных мастерских центральной России, которые работали "на поток", массово выпуская относительно дешёвые и доступные иконы. К началу XX века народная иконопись постепенно сошла на нет, да и иконописные мастерские остались без значительных заказов.


Деисусный чин из Ошевенска. XVII век
Деисусный чин: Спас в силах, Богоматерь, Иоанн Предтеча, Архангел Михаил,
Архангел Гавриил, Апостол Пётр, Апостол Павел, Святитель Иоанн Златоуст
Святитель Григорий Богослов, Преподобные Сергий Радонежский и Ефрем Сирин
Последняя треть XVII века
Из церкви Богоявления (1787) с.Ошевенское Каргопольского района Архангельской области
Реставраторы:Н.А.Федосова, Л.А.Миронова, Г.В.Цируль и другие.


Икона Богоматерь Тихвинская. XVII век
Икона Богоматерь Тихвинская
1613/1614 год, поновление 1770 год
Из Никольской церкви села Волосово Каргопольского района Архангельской обл.
Реставраторы К.Р.Шейнкман, Т.А.Милова

Волосовский приход - один из старейших на Онеге, упоминается в 1560 году. Написание иконы, вероятно, приурочено к возрождению православия после Смутного времени. На обороте иконы есть надпись: "Написан сей образ пресвятыя Богородицы лета 7122 году и поновлён был в 1770 году ноября 20 дня при попе Миронове Алексии Меншем".

Икона Богоматерь Тихвинская. Фрагмент. XVII век
Икона Богоматерь Тихвинская. Фрагмент

Икона украшена красивыми угловыми орнаментами, которые позволяют предположить, что художник, тщательно и аккуратно их исполнивший, работал не только в сфере иконописи, но и занимался оформлением рукописных книг. Рукописные книги иллюстрировались тонкими рисунками и сложными орнаментальными композициями, требовавшими высокого мастерства художника. Взаимнопроникновение приёмов и техник миниатюрной книжной росписи и монументальной иконописи прослеживается в ряде памятников обоих искусств.


Икона Чудо Архангела Михаила о Флоре и Лавре. XVII век
Икона Чудо Архангела Михаила о Флоре и Лавре
Конец XVII века
Из церкви Богоматери Одигитрии села Малая Шалга Каргопольского района Архангельской обл.

Икона двухъярусной композиции, в верхней части - Архангел Михаил и мученики Флор и Лавр,
а нижняя - всадники, направляющие стадо лошадей к реке. Флор и Лавр на Русском Севере почитались как покровители крупных домашних животных - коров и лошадей. День мучеников 18 (31) августа считался "лошадиным праздником".
Интересно изображение стада лошадей на водопое в правом нижнем углу иконы.

Икона Похвала Богоматери. XVII век
Икона Похвала Богоматери
Третья четверть XVII века
Из Ильинской церкви (1962) д.Задняя Дубрава Плесецкого района Архангельской области

Икона Похвала Богоматери. Фрагмент. XVII век
Икона Похвала Богоматери. Фрагмент. XVII век

Похвала Богоматери - относительно редкий сюжет, тема которого - восхваление Богородицы ветхозаветными пророками. Богородица изображается в центре, а вокруг размещаются пророки со свитками в руках. Обычно они изображаются или группой, или один рядом с другим. В иконе из дереви Задняя Дубрава пророки изображены в круглых медальонах, образованных стилизованным растительным орнаментом. Эта трактовка образа близка к традиционной иконографии сюжета "Спас Истинная лоза", в которой центральным персонажем является Иисус, а вокруг, в сплетениях виноградной лозы, размещаются пророки и святые.
Интересно каллиграфическое и портретное решение иконы: все персонажи предстают с собственным обликом и харизмой, а надписи на свитках исполнены несколькими разными шрифтами.


Татьяна Селянинова, фото автора

Источники:
•  Выставочный проект «Иконы Каргополья. Возрождение» в Российской Академии Художеств в январе 2019 года



Далее: Деревянная скульптура. Христос в темнице

 →  Главная  → Иконы   → Иконы Каргополья   → Иконопись Каргополья. Иконы XVII века  


Иконы Византийская икона «Успение Богоматери» XV векаВизантийская икона «Благовещение» XV векаФеофан ГрекДионисийПсковские письмаИконы КаргопольяИсторическое вступление. Иконы Каргополья XVI векаИконопись Каргополья. Иконы XVII векаДеревянная скульптура. Христос в темницеИкона «Святой Прокопий Устьянский». Русский Север, начало XVIII векаИконы Рыботыцких мастеров




 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой  
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
 
  • Современная живопись
  • Древнерусская живопись и иконы
  • Русское изобразительное искусство XVIII века
  • Русское искусство первой половины XIX века
  • Русское искусство второй половины XIX века
  • Европейское изобразительное искусство
 
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2019.
Живопись, архитектура, монументальное искусство, иконы, литература
Контакты
На заметку
Карта сайта