Европейское искусство | Русское искусство XVIII века | Русское искусство первой половины XIX века | Русское искусство второй половины XIX века | Советское искусство |
Иконы | Современное искусство | Литература | События | Арткласс |
Деревянные Голгофские кресты из КаргопольяВ привычном представлении Голгофский крест - это или нательный крест или церковный крест внушительных размеров, располагающийся где-либо в храме. Деревянные резные панно с изображением Голгофского креста, куполов, различных символических рисунков и криптограмм были довольно популярны на Русском Севере в восемнадцатом веке. Однако назначение таких деревянных панно не вполне очевидно, предполагается, что они могли заменять иконы, в том числе аналойные, а также использоваться в процессе обучения. Расшифровка некоторых криптограмм сделана, однако в каждом конкретном случае аббревиатура могла быть своей и понятной только заказчикам резного предмета. Буквы вырезаны простыми, легко читаемыми, не вязью, без сложных декоров, свойственных письменной каллиграфии. Очевидно, что резчики придерживались принципа читабельности и понятности букв. Тем интереснее практика некоей шифровки послания, заключающегося в этих понятных буквах. Хотя есть и то соображение, что буквы могли быть не столько шифровкой, сколько шпаргалкой. По начальным буквам Голгофского креста проще было заучить или запомнить ключевые фразы молитв и обращений. Резные Голгофские кресты с криптограммами специфичны для Русского Севера, что, вероятно, обусловлено распространённости древесины в северной архитектуре и храмовом декоре, а техника резьбы сохранившихся крестов не демонстрирует чрезмерной сложности. Кресты были доступны любым слоям населения и изготавливали их, по всей видимости, народные мастера-резчики, в то время как живописная икона являлась всё же предметом кула более дорогим.
Восьмиконечный Голгофский крест с распятием и орудиями страстей заключён под сень пятиглавого храма По краям рельефные криптограммы в шесть строк.
КТПВ ИВТС: Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и воскресение Твоё славим
Голгофский крест с орудиями страстей помещен под сень пятиглавого храма. Купола с восьмиконечными крестами. Свободное поле занимают надписи.
IНЦИ: Иисус Христос Царь Иудеи
Над главами храма криптограммы в две строки
Интересно отметить, что аббревиатуры советского и постсоветского времени прижились и активно используются не на пустом месте. КПСС, РСФСР, НКВД или современные ФГУП, ГБОУ и ООО продолжают традицию всем понятных сокращений, заменяющих длинные фразы и экономящих пространство на информационном поле, будь то доска или лист бумаги. Смысл криптограмм поменялся самым радикальным образом, однако истоки нашей привязанности к сокращениям по буквам заложены в культурно-историческом коде. Татьяна Селянинова, фото автора
Источники:
| Иконы Византийская икона «Успение Богоматери» XV векаВизантийская икона «Благовещение» XV векаФеофан ГрекДионисийПсковские письмаИконы КаргопольяИсторическое вступление. Иконы Каргополья XVI векаИконопись Каргополья. Иконы XVII векаМногорядные иконыСеверные живописные «небеса»Деревянная скульптура. Никола МожайскийДеревянная скульптура. Христос в темницеДеревянные Голгофские крестыИкона «Святой Прокопий Устьянский». Русский Север, начало XVIII векаИконы Рыботыцких мастеров | |||
Европа
Иконы
Россия XVIII
Россия XIX-1
Россия XIX-2
СССР Галерея Литература События АртКласс | ||||
© Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021. Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы. |
Контакты На заметку Карта сайта |