Европейское искусство | Русское искусство XVIII века | Русское искусство первой половины XIX века | Русское искусство второй половины XIX века | Советское искусство |
Иконы | Современное искусство | Литература | События | Арткласс |
Деревянная скульптура Каргополья. Христос в темнице"Христос в темнице" - самый любимый и распространённый скульптурный образ в культуре Русского Севера. Реалистичные изображения Христа в образе полуголого мужчины, сидящего в суть согнутом положении, иногда со связанными руками, иногда с рукой, поднесённой к щеке, встречаются на обширной территории и объединяются общим и необычным для христианского искусства реализмом образа. Время и причины возникновения традиции создания скульптурных образов - предмет споров иконоведов и искусствоведов. Одни считают, что деревянные резные образы вошли в русскую христианскую культуру уже в раннем периоде после крещения Руси, и впоследствии постепенно и медленно развившееся искусство деревянной скульптуры нашло своё высшее выражение в многочисленных образах Христоса в темнице. Другие полагают, что в православную культуру уже в XVII-XVIII веках проникли светские мотивы, которые и привели к расцвету деревянной скульптуры.
Неясной остаётся и первооснова сюжета. Предполагается, что Христос в темнице восходит к апокрифическим сказаниям, повествующим о заключении Иисуса перед казнью, а также пребывании его в некоей условной "темнице" после неё. Некоторые статуи изображают мужчину с ранами, которые позволяют предположить, что изображён Христос уже после снятия с креста, но на других этих ран нет. Большинство скульптурных образов схожи печальным, но не отчаянным настроением. Неизменна чуть сутулящаяся, усталая поза сидящего человека. Всегда выразительна пластика рук, хотя не все скульптуры могут похвастаться интересными портретами. Размеры скульптур варьируются незначительно, в среднем стремясь к масштабу в натуральную величину. Интересно отметить, что для подавляющего большинства известных деревянных скульптур Христоса в темнице характерно реалистичное, мастерское изображение самого Иисуса. В некоторых народных изваяниях как скульптурная пластика, так и физиологически точная роспись достигают высочайшего художественного уровня, но ранения Христа обычно лишь обозначены отдельными мазками, к ним не привлекается внимание зрителя.
Во многих случаях скульптура "Христос в темнице" размещалась внутри специально построенной "темницы", где сохранялся полумрак. При размещении внутри композиции горящих свечей создавался колеблющийся свет, усиливающий эффект реальности присутствия Бога и приближающий зрителя к евангельским событиям. Для деревянной скульптуры, размещаемой в православных храмах характерно определённое плоскостное решение - в большинстве случаев предполагалось, что обзор изваяния будет производится с одной стороны, и поэтому скульптуры тщательно разрабатывались в "анфас" и с боков, но теневая сторона могла быть обработанной по минимуму. Многие скульптуры "Христос в темнице" также половинчаты, так как зритель видел их только с одного ракурса, когда заглядывал в "темницу". Но есть примеры деревянных образов, рассчитанных на круговой обзор, где очевидна тщательность отделки как с фронтальной, так и с тыловой части фигуры. Многие дети живо и непосредственно реагируют на скульптурные образы Христа. Если иконопись воспринимается многими малышами с трудом, символика образов им неизвестна, а отсутствие визуальной привычки приводит к тому, что иконы кажутся им странными, то реалистичные скульптуры оказываются понятными и вызывают живой эмоциональный отклик.
В Каргополье - крае сохранения артефактов православной культуры - было выявлено несколько десятков деревянных статуй на сюжет "Христос в темнице". Сохранность икон и скульптур в храмах самого Каргополя, и в заброшенных церквях окрестных селений объясняется и отдалённостью местности от железных дорог и крупных шоссе, и традиционным укладом жизни в глубинке. Фотографии церквей Каргополья из экспедиций 1950-1970-х годов демонстрируют запустение и разруху в переделанных под склады и мастерские храмах, однако иконостасы и небеса в этих складах всё же сохранились, многие артефакты не были разграблены или сожжены. В центральных и южных регионах скульптуры, которые были и менее распространены, чаще всего шли на дрова, и составить представление о региональных художественных отличиях образов уже невозможно. Из Каргополья происходит значительная часть сохранившихся деревянных скульптур, которые после кропотливых реставрационных работ дают представление об утерянном пласте народной скульптуры, некогда распространённой повсеместно.
Татьяна Селянинова
Источники: Далее: Деревянные Голгофские кресты
| Иконы Византийская икона «Успение Богоматери» XV векаВизантийская икона «Благовещение» XV векаФеофан ГрекДионисийПсковские письмаИконы КаргопольяИсторическое вступление. Иконы Каргополья XVI векаИконопись Каргополья. Иконы XVII векаМногорядные иконыСеверные живописные «небеса»Деревянная скульптура. Никола МожайскийДеревянная скульптура. Христос в темницеДеревянные Голгофские крестыИкона «Святой Прокопий Устьянский». Русский Север, начало XVIII векаИконы Рыботыцких мастеров | |||
Европа
Иконы
Россия XVIII
Россия XIX-1
Россия XIX-2
СССР Галерея Литература События АртКласс | ||||
© Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021. Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы. |
Контакты На заметку Карта сайта |