Европейское искусство | Русское искусство XVIII века | Русское искусство первой половины XIX века | Русское искусство второй половины XIX века | Советское искусство |
Иконы | Современное искусство | Литература | События | Арткласс |
Деревянная скульптура Каргополья. Никола МожайскийВ коллекции каргопольского музея представлено несколько ярких скульптурных образов, в том числе три изображения Христа в темнице, три скульптуры Николы Можайского, изваяния Богоматери и евангелистов. Предполагается, что в XVII веке в Каргополе существовала мастерская резчиков по дереву, из которой происходят скульптуры храмов Каргополя и окрестностей. Никола Можайский был одной из самых популярных скульптур, и сохранившиеся образы дают представление о том, что искусство деревянной скульптуры в каргопольских землях достигло высокого уровня как с технической точки зрения, так и в эмоционально-художественном воздействии. Никола Можайский из Свято-Духовского прихода города Каргополя - одна из древнейших сохранившихся скульптур, почитаемых с рубежа XVI-XVII веков. История происхождения образа Николы Можайского восходит к былинным временам, и легенда о защите города Можая носит черты скорее героической сказки, нежели христианского нравоучительного жития. Город Можай осадило многочисленное вражеское войско, и когда надежды на спасение уже не осталось, жители начали молиться Николаю Чудотворцу. В небе над городом появился образ Николая с мечом в одной руке и городком в другой. Устрашённые завоеватели в панике бежали, а Николай стал считаться защитником и покровителем города. В Можайске была создана деревянная скульптура, долгое время находившаяся в Никольском соборе (ныне в Третьяковской галерее), и по преданиям именно из Можайска распространился культ скуптуры Николы по всем центральным и северным регионам России.
В нижней части створ киота святитель Модест, патриарх Иерусалимский и апостол Симеон, брат Господень В верхней части створ - Никейское чудо, солнце и луна.
Есть предположения, что культ деревянных скульптур, и прежде всего образов Николая Можайского и Христа в темница, восходит к дохристианским языческим традициям. Однако прямых подтверждений этому не находится. Могла иметь место преемственность техник обработки дерева, но сами образы и их символические особенности однозначно относятся к христианской культуре.
Традиционно Николая Можайского изображают в полный рост, с чуть расставленными руками, в которых находятся атрибуты святого: меч и город, обычно представленный каким-либо вариантом церкви или собора. Деревянная фигура
часто располагается в варианте киота или грота, и обычно предназначается для осмотра с одной стороны. При размещении в
храме задняя сторона композиции остаётся недоступной для зрителя.
Интересно отметить, что если фигурам Христа в темнице художники придавали реалистичности и драматизма, деревянные образы Николы Можайского в большинстве своём стилизованы, в них считывается торжественность и даже властность. Атрибутика меча и города отчасти напоминает королевские державу и скипетр, но следует напомнить, что на восприятие современного зрителя может накладываться множество других символов и смыслов.
Помимо монументальных деревянных скульптур существуют иконы Николы Можайского и предметы мелкой пластики с его изображением. Однако это уже относительно поздние трактовки образа. Искреннее почитание Николы Можайского было характерно для центральных и северных регионов России в XVII-XVIII веках, и большинство выразительных памятников деревянной скульптуры относится к концу XVIII века. В XIX веке искусство резьбы постепенно пришло в упадок, чему способствовало и начало миграции населения в города, и всплеск развития промышленности. В двадцатом веке неизвестное количество памятников христианской культуры было уничтожено - как в результате атеистической пропаганды, так и в силу ненадлежащего хранения в неотапливаемых и сырых помещениях.
Сохранившиеся образы Николы Можайского дают представление о красоте и монументальности христианского искусства, высоком уровне художественного мастерства как резчиков по дереву, так и жиивописцев. Татьяна Селянинова
Источники: Далее: Деревянная скульптура. Христос в темнице
| Иконы Византийская икона «Успение Богоматери» XV векаВизантийская икона «Благовещение» XV векаФеофан ГрекДионисийПсковские письмаИконы КаргопольяИсторическое вступление. Иконы Каргополья XVI векаИконопись Каргополья. Иконы XVII векаМногорядные иконыСеверные живописные «небеса»Деревянная скульптура. Никола МожайскийДеревянная скульптура. Христос в темницеДеревянные Голгофские крестыИкона «Святой Прокопий Устьянский». Русский Север, начало XVIII векаИконы Рыботыцких мастеров | |||
Европа
Иконы
Россия XVIII
Россия XIX-1
Россия XIX-2
СССР Галерея Литература События АртКласс | ||||
© Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021. Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы. |
Контакты На заметку Карта сайта |