Европейское искусство | Русское искусство XVIII века | Русское искусство первой половины XIX века | Русское искусство второй половины XIX века | Советское искусство |
Иконы | Современное искусство | Литература | События | Арткласс |
Северные живописные «небеса»«Небеса» - это устоявшееся название расписных секторов потолка в деревянных северных храмах. Небом называли и перекрытия храмов, и сам потолок, а расписные потолки, выполненные в иконографической традиции, представляли собой отсылку к небесам в религиозном контексте. Темами росписи «небес» обычно являлись библейские сюжеты, подобранные таким образом, чтобы образовывать логичную композицию и с художественной, и повествовательной точки зрения. Некоторые потолочные росписи представляют собой свод почитаемых апостолов, святых, мучеников, расположенных по кругу. Создание композиций «небес» требовало немалого мастерства художника, учёт перспективы и точки зрения снизу требовал внесения в рисунок определённых корректив. И всё же расписные потолки не были чем-то исключительным в церквях Русского Севера. Увы, монументальная живопись небес погибала вместе с храмами в огне или забвении, и во втором десятилетии двадцать первого века насчитывается не более двух десятков церквей с сохранившимися «небесами». Все сохранившиеся образцы представляют собой особенный интерес для исследователей северной живописи.
На территории Каргополья расписные «небеса» сохранились в своём естественном виде в церкви Иоанна Златоуста Саунинского погоста; в Покровской церкви Лядинского погоста; в Богоявленской церкви Ошевенского погоста. В собрании каргопольского музея представлено свыше ста граней «небес» из различных деревенских церквей с довольно обширной северной территории.
Предположительно, традиция росписи потолков церквей зародилась под влиянием образцов столичных храмов с росписями и куполов, и стен, и арок, но некоторое значение могла иметь и светская интерьерная живопись. Хотя Карогополье, да и весь Русский Север иногда изображаются отдельной труднодоступной страной, стабильные торговые связи с Москвой и центральными регионами были налажены ещё в XVI веке. Отсутствие дорог компенсировалось активным сообщением по рекам, которые по ряду данных, в прошлые века были более полноводными и быстрыми. Торговля солью, пушниной, лесом и продуктами обработки древесины велась активно, и хотя отдалённые деревни смолокуров могли жить в своём социальном космосе, в общении со столицами принимало участие достаточно ремесленников, купцов и предпринимателей различного толка. Насмотревшись красивых чудес в Москве и Санкт-Петербурге, северяне созадавали свои художественные и архитектурные интерпретации этих чудес.
Небеса из Никольской церкви села Ловзанга созданы иконописцем Павлом Петровичем Бузатовым в 1888-1889 году. В качестве образца художник использовал картины Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда, популярного в России иллюстратора Библии. Композиция тридцати картин Бузатова соответствует оригинальным работам Шнорра, но в силу технической необходимости размещения живописи на потолке иконописец позволил себе кое-где убрать мешающих персонажей. Колористическое решение «небес» - приглушённые тона и мягкие, живописные переходы полутонов.
Татьяна Селянинова
Источники: Далее: Деревянная скульптура. Никола Можайский
| Иконы Византийская икона «Успение Богоматери» XV векаВизантийская икона «Благовещение» XV векаФеофан ГрекДионисийПсковские письмаИконы КаргопольяИсторическое вступление. Иконы Каргополья XVI векаИконопись Каргополья. Иконы XVII векаМногорядные иконыСеверные живописные «небеса»Деревянная скульптура. Никола МожайскийДеревянная скульптура. Христос в темницеДеревянные Голгофские крестыИкона «Святой Прокопий Устьянский». Русский Север, начало XVIII векаИконы Рыботыцких мастеров | |||
Европа
Иконы
Россия XVIII
Россия XIX-1
Россия XIX-2
СССР Галерея Литература События АртКласс | ||||
© Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021. Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы. |
Контакты На заметку Карта сайта |