Византийская икона «Благовещение» XV века
Сюжет Благовещения. Апокрифы и толкования Сюжет Благовещения можно назвать одним из самых «соблазнительных» во всей евангельской истории, в том смысле, который вкладывали в это слово в эпоху средневековья, то есть способных ввергнуть верующих в соблазн сомнений и неверия. Отголоски этих сомнений звучат даже в каноническом тексте Евангелия от Луки, единственном из четырех, где приведен этот эпизод.
Традиционная иконография Благовещения Знаменательно, что психологическая мотивировка, так богато разработанная в литературе, в сущности, почти не выражена в изобразительном искусстве византийского круга. В иконах на сюжет Благовещения даже в XV веке, в пору наибольшей свободы и эмоциональной раскованности византийской живописи, сюжет трактовался в соответствии с традиционной иконографической формулой передачи благой вести.
Соотношение словесного и зрительного образов "Во всяком изображении, иллюстрирующем текст, неизбежно наличествует некоторое несовпадение между тем, что представлено в зрительном образе, и словесно сформулированным содержанием, которое этот зрительный образ должен выразить. В искусстве нового времени начиная с эпохи Возрождения при всем многообразии эстетических теорий и художественных решений в качестве основного постулата сохраняется представление о том, что содержание, сформулированное словесно, визуально воплотимо; и в более общем плане, что все изображаемое - изобразимо."
Действующие лица и динамика иконы Благовещения Композиционное движение, пронизывающее икону, не ограничивается этим мотивом символического ветра. Одежда Марии изломана острыми складками, черты ее лица сдвинуты, так же деформированы лица других персонажей. Но особенно сильно это движение ощутимо в архитектуре - она словно вся разрушена и сложена заново, образуя динамическую структуру, не подвластную обычной земной архитектонике, законам земного тяготения.
Мария - одушевленный храм "Постройка, на фоне которой помещена в иконе Мария, имеет в данном случае значение не столько материализованной метафоры, сколько своеобразного архитектурного alter ego героини; открытые архитектурные проемы уподоблены открытым входам, через которые должен войти Логос. Да и вся композиция этой «одушевленной» архитектуры выполняет роль своеобразного звукоусилителя движений Марии, в самой ее фигуре едва намеченных."
Пространство и композиция иконы Игра пространственными параметрами, стяжение в едином объекте малого и бесконечно большого, замкнутого, как вместилище девичей утробы (или интерьера храма), и беспредельной разомкнутости всего мира («вместившая вместившего вся» - в этом также выразилось активное переживание чуда Благовещения, но не в сюжетно-новеллистическом, а в философском его аспекте.
От византийской иконы к живописи Итальянского Возрождения Открытая, разомкнутая структура византийской иконы начинает замыкаться, стабилизироваться в живописи итальянского Возрождения. Процесс этот осуществляется на протяжении XV-XV веков, при этом основная линия развития выражается в стабилизации среды, в которой существуют фигуры, в пространственном замыкании архитектурной коробки, постепенно приобретающей самостоятельный, независимый от состояния и поведения персонажей характер.
|