Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

Византийская икона «Благовещение» XV века

Сюжет Благовещения. Апокрифы и толкования

Сюжет Благовещения можно назвать одним из самых «соблазнительных» во всей евангельской истории, в том смысле, который вкладывали в это слово в эпоху средневековья, то есть способных ввергнуть верующих в соблазн сомнений и неверия. Отголоски этих сомнений звучат даже в каноническом тексте Евангелия от Луки, единственном из четырех, где приведен этот эпизод. Мария, услышав весть о зачатии, возражает ангелу с точки зрения того самого здравого смысла, опровержением которого и должно было служить это чудо: «Как будет сие, идеже мужа не знаю?» Однако это объяснение оказалось недостаточным, и таинство непорочного зачатия породило обширную апокрифическую литературу и многократно комментировалось отцами церкви.

В ряде апокрифов вводятся свидетели - девушки, которые якобы помогали Марии прясть нить для храмовой завесы и которые впоследствии сопровождали ее в дом Иосифа и присутствовали при ее неоднократных беседах с ангелом. Эти свидетели чуда не принимались официальной церковью, считавшей, что догматы религии не требуют доказательств и должны приниматься на веру. Тем не менее, эти свидетельницы проникают в каноническую иконографию Благовещения, по-видимому, начиная с X века, когда споры о догмате непорочного зачатия становятся особенно напряженными.

Более сложное психологическое истолкование получает это событие в святоотеческой литературе. Так, в одной из проповедей на праздник Благовещения, приписываемых Иоанну Златоусту, сам архангел Гавриил впадает в соблазн неверия в осуществимость подобного чуда и, прежде чем отправиться к Марии, излагает свои сомнения пославшему его господу богу. При этом главный довод Гавриила заключается в том, что «необыкновенное сие дело... чтобы родила дева без сочетания мужского... превосходит законы естества». В сущности, это основной тезис, который выдвигали в разное время все те, кто выступал против догмата о непорочном зачатии, утверждая, что в Священное писание вкралась ошибка, что Мария была не девой, но молодой женщиной и тому подобное. Видимо, самая рискованность сюжетной ситуации требовала подробной и аргументированной ее разработки.

В одном из средневековых текстов говорится, что архангел Гавриил, прибыв в Назарет, не решался сразу явиться в дом Марии, боясь, что внезапный возглас, раздавшийся в тишине, может испугать ее, поэтому он предпочел в первый раз приветствовать ее вне дома, к тому же оставаясь невидимым. В «Слове на Благовещение» Андрея Критского рассказывается, что Гавриил, приблизившись к дому Марии, стал колебаться - постучать ли в дверь или войти без стука и сразу ли явиться в человекоподобном облике.

Реакция Марии, ее поведение также получают очень сложную психологическую мотивировку. Согласно Иоанну Златоусту, Мария, «грозно обратившись к говорившему... изгнала его словами: «Уйди, человек, с порога моего жилища...», считая, что Гавриил пришел, чтобы соблазнить ее, «победить красоту ее лица». Она долго не верит ангелу, грозит ему, возражает, сомневается, колеблется, открыть ли тайну Иосифу, и т. д.



Далее: Традиционная иконография Благовещения

 →  Главная  → Иконы   → Византийская икона «Благовещение» XV века   → Сюжет Благовещения. Апокрифы и толкования  


Иконы Византийская икона «Успение Богоматери» XV векаВизантийская икона «Благовещение» XV векаСюжет Благовещения. Апокрифы и толкованияТрадиционная иконография БлаговещенияСоотношение словесного и зрительного образовДействующие лица и динамика иконы БлаговещенияМария - одушевленный храмПространство и композиция иконы От византийской иконы к живописи Итальянского ВозрожденияФеофан ГрекДионисийПсковские письмаИконы КаргопольяИкона «Святой Прокопий Устьянский». Русский Север, начало XVIII векаИконы Рыботыцких мастеров




 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой  
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
 
  • Современная живопись
  • Древнерусская живопись и иконы
  • Русское изобразительное искусство XVIII века
  • Русское искусство первой половины XIX века
  • Русское искусство второй половины XIX века
  • Европейское изобразительное искусство
 
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2019.
Живопись, архитектура, монументальное искусство, иконы, литература
Контакты
На заметку
Карта сайта