Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Современное искусство Европейское искусство Русское искусство Советское искусство  
  Иконы Архитектура Литература Арткласс  
 

Византийская икона «Благовещение» XV века

Традиционная иконография Благовещения

Знаменательно, что психологическая мотивировка, так богато разработанная в литературе, в сущности, почти не выражена в изобразительном искусстве византийского круга. В иконах на сюжет Благовещения даже в XV веке, в пору наибольшей свободы и эмоциональной раскованности византийской живописи, сюжет трактовался в соответствии с традиционной иконографической формулой передачи благой вести.

Эта формула знала лишь два варианта: Благовещение у колодца или источника (так называемое Протоблаговещение), где ангел изображался обычно летящим, что должно было означать, что он еще не воплотился в зримый человеческий образ.

И собственно Благовещение, где Гавриил в облике крылатого юноши, ступая по земле, приближается к Марии и делает жест благословения и одновременно «жест человека, который говорит», по выражению средневекового автора. Мария отвечает ему ладонью раскрытой руки, что может обозначать и ответное приветствие, и приятие благой вести, и отклонение ее.

В сущности, в византийской иконе перед нами сцена, не столько изображающая сюжетную ситуацию Благовещения, сколько обозначающая, какой из двух возможных моментов этой истории имеется в виду. Это род изобразительного либретто, которое для средневекового зрителя легко было озвучить хорошо ему знакомыми, постоянно повторявшимися текстами Евангелия, акафистов, проповедей; либретто, которое именно благодаря отсутствию психологической конкретизации мимики и жестов давало простор для толкований, порой настолько сложных и детализированных, что реализация их была вне пределов изобразительных возможностей не только средневековой живописи, но вообще живописи как вида искусства.



Далее: Соотношение словесного и зрительного образов

 →  Главная  → Иконы   → Византийская икона «Благовещение» XV века   → Традиционная иконография Благовещения  


Иконы Византийская икона «Успение Богоматери» XV векаВизантийская икона «Благовещение» XV векаСюжет Благовещения. Апокрифы и толкованияТрадиционная иконография БлаговещенияСоотношение словесного и зрительного образовДействующие лица и динамика иконы БлаговещенияМария - одушевленный храмПространство и композиция иконы От византийской иконы к живописи Итальянского ВозрожденияФеофан ГрекДионисийПсковские письмаИкона «Святой Прокопий Устьянский». Русский Север, начало XVIII векаИконы Рыботыцких мастеров




 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой  
  Галерея    События    Диалоги    Европа    Россия    СССР    Иконы    Архитектура    Литература    АртКласс  
 
  • Современная живопись
  • Пейзажи и зарисовки с натуры
  • Храм Ирины в Константинополе
  • Живопись Олега Иващенко
  • Коринфский ордер
  • Современная живопись
  • Архитектура набатейского храма Петры Каср Бинт Фараун
  • Современная живопись
 
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2016.
Живопись, архитектура, монументальное искусство, иконы, литература
Контакты
Обратная связь
Карта сайта