Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

Византийская икона «Благовещение» XV века

Традиционная иконография Благовещения

Знаменательно, что психологическая мотивировка, так богато разработанная в литературе, в сущности, почти не выражена в изобразительном искусстве византийского круга. В иконах на сюжет Благовещения даже в XV веке, в пору наибольшей свободы и эмоциональной раскованности византийской живописи, сюжет трактовался в соответствии с традиционной иконографической формулой передачи благой вести.

Эта формула знала лишь два варианта: Благовещение у колодца или источника (так называемое Протоблаговещение), где ангел изображался обычно летящим, что должно было означать, что он еще не воплотился в зримый человеческий образ.

И собственно Благовещение, где Гавриил в облике крылатого юноши, ступая по земле, приближается к Марии и делает жест благословения и одновременно «жест человека, который говорит», по выражению средневекового автора. Мария отвечает ему ладонью раскрытой руки, что может обозначать и ответное приветствие, и приятие благой вести, и отклонение ее.

В сущности, в византийской иконе перед нами сцена, не столько изображающая сюжетную ситуацию Благовещения, сколько обозначающая, какой из двух возможных моментов этой истории имеется в виду. Это род изобразительного либретто, которое для средневекового зрителя легко было озвучить хорошо ему знакомыми, постоянно повторявшимися текстами Евангелия, акафистов, проповедей; либретто, которое именно благодаря отсутствию психологической конкретизации мимики и жестов давало простор для толкований, порой настолько сложных и детализированных, что реализация их была вне пределов изобразительных возможностей не только средневековой живописи, но вообще живописи как вида искусства.



Далее: Соотношение словесного и зрительного образов

 →  Главная  → Иконы   → Византийская икона «Благовещение» XV века   → Традиционная иконография Благовещения  


Иконы Византийская икона «Успение Богоматери» XV векаВизантийская икона «Благовещение» XV векаСюжет Благовещения. Апокрифы и толкованияТрадиционная иконография БлаговещенияСоотношение словесного и зрительного образовДействующие лица и динамика иконы БлаговещенияМария - одушевленный храмПространство и композиция иконы От византийской иконы к живописи Итальянского ВозрожденияФеофан ГрекДионисийПсковские письмаИконы КаргопольяИкона «Святой Прокопий Устьянский». Русский Север, начало XVIII векаИконы Рыботыцких мастеров




 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой  
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
 
  • Современная живопись
  • Древнерусская живопись и иконы
  • Русское изобразительное искусство XVIII века
  • Русское искусство первой половины XIX века
  • Русское искусство второй половины XIX века
  • Европейское изобразительное искусство
 
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2019.
Живопись, архитектура, монументальное искусство, иконы, литература
Контакты
На заметку
Карта сайта