Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

Византийская икона «Благовещение» XV века

Соотношение словесного и зрительного образов

Сохранились средневековые описания изображений Благовещения. Хотя они относятся к более раннему времени, тем не менее они дают представление о том, как могла и как должна была восприниматься икона, относящаяся к XV столетию.

«Пораженная неожиданным появлением Гавриила, Мария поднялась с сиденья... Она выпрямилась, как бы готовясь выслушать царский приказ, смиряясь перед необходимостью расплаты за грех Евы... Слова архангела коснулись ее слуха, проникли в ее сознание, захватили ее рассудок, тронули ее сердце, она взволнована, в ее девственной душе возникают мысли. Она размышляет над тем, что должно означать это приветствие...». Зрительно все это в иконе не явлено, как и в мозаике церкви Апостолов в Константинополе, о которой идет речь. Перед нами пример интерпретации средневекового живописного произведения средневековым зрителем.

Во всяком изображении, иллюстрирующем текст, неизбежно наличествует некоторое несовпадение между тем, что представлено в зрительном образе, и словесно сформулированным содержанием, которое этот зрительный образ должен выразить. В искусстве нового времени начиная с эпохи Возрождения при всем многообразии эстетических теорий и художественных решений в качестве основного постулата сохраняется представление о том, что содержание, сформулированное словесно, визуально воплотимо; и в более общем плане, что все изображаемое - изобразимо.

Одно из основных положений средневековой и прежде всего византийской эстетики - это учение о принципиальной неадекватности изображенного изображаемому. В сущности, именно к этой проблеме сводились споры об изобразимости и неизобразимости божества, о соотношении первообраза и подобия. Зримый образ не может и не должен воплощать все содержание, он представляет собой лишь одну из степеней приближения, лишь знак, за которым должно раскрыться иное. Это иное необходимо не столько увидеть, сколько угадать в изображении, которое может лишь «приоткрыть завесу над сокрытой истиной».

Поэтому всякое изображение всегда априори рассчитано на истолкование, комментирование, мысленное дополнение, на прочтение в нем некоторого зрительно недовоплощенного текста. В этом смысле можно сказать, что византийская икона при строгой фиксированности иконографической формулы по самой структуре своей, по своему образному смыслу представляет собой феномен, предельно открытый для сюжетно-смысловых интерпретаций.

Вопрос о соотношении словесного и зрительного образа - один из основных в средневековой эстетике, поскольку он связан с учением о воплощении Бога-Слова в телесном, человеческом облике. Таинство воплощения составляет второй, более глубинный аспект сюжета иконы «Благовещение».



Далее: Действующие лица и динамика иконы Благовещения

 →  Главная  → Иконы   → Византийская икона «Благовещение» XV века   → Соотношение словесного и зрительного образов  


Иконы Византийская икона «Успение Богоматери» XV векаВизантийская икона «Благовещение» XV векаСюжет Благовещения. Апокрифы и толкованияТрадиционная иконография БлаговещенияСоотношение словесного и зрительного образовДействующие лица и динамика иконы БлаговещенияМария - одушевленный храмПространство и композиция иконы От византийской иконы к живописи Итальянского ВозрожденияФеофан ГрекДионисийПсковские письмаИконы КаргопольяИкона «Святой Прокопий Устьянский». Русский Север, начало XVIII векаИконы Рыботыцких мастеров




 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой  
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
 
  • Современная живопись
  • Древнерусская живопись и иконы
  • Русское изобразительное искусство XVIII века
  • Русское искусство первой половины XIX века
  • Русское искусство второй половины XIX века
  • Европейское изобразительное искусство
 
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2019.
Живопись, архитектура, монументальное искусство, иконы, литература
Контакты
На заметку
Карта сайта