Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература Арткласс  
 

Византийская икона «Благовещение» XV века

Действующие лица и динамика иконы Благовещения

Согласно средневековым воззрениям, всякое событие или явление может иметь четыре значения: буквальное, аллегорическое, тропологическое (моральное) и анагогическое (мистическое). Соответственно и в произведении средневекового искусства закономерно искать различные образно-смысловые уровни. И если на уровне «буквальном» в иконе «Благовещение» представлена сюжетная психологическая новелла о «бессеменном зачатии», то на уровне, который средневековые писатели назвали бы анагогическим, здесь представлено воплощение, или материализация, Слова, то есть некой духовной силы или энергии, внедрение этой энергии в мир.

Жесты действующих лиц, представленных на иконе, сдержанны, их позы спокойны, фигуры образуют статичную, симметрично построенную группу, сюжетное движение почти отсутствует. Но вся икона охвачена бурным композиционным движением. Складки одежды ангела клубятся, как от сильного ветра, тем же ветром подхвачен и заброшен за кровлю здания пурпурный велум. Конечно, это не ветер как естественное явление природы, это ветер, который в средневековой поэтике фигурировал как знак приближения божества, как зримое воплощение духа божьего. «...Ветер имеет в себе подобие и образ божественного действия... по своей животворной удобоподвижности, по своему быстрому и ничем не удержимому стремлению и по неизвестности и сокровенности для нас начала и конца его движений».

В одной из проповедей Иоанна Златоуста бог приказывает Гавриилу предупредить Марию, чтобы «уготовила ему вход для слуха», чтобы настроила «слух свой на вшествие». Ветер, ворвавшийся в икону, и служит здесь зримым вестником вторжения Слова в мир: «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом...».

Композиционное движение, пронизывающее икону, не ограничивается этим мотивом символического ветра. Одежда Марии изломана острыми складками, черты ее лица сдвинуты, так же деформированы лица других персонажей. Но особенно сильно это движение ощутимо в архитектуре - она словно вся разрушена и сложена заново, образуя динамическую структуру, не подвластную обычной земной архитектонике, законам земного тяготения. Все сдвинуто с мест, все держится не благодаря, а вопреки. Мир, разрушенный звуковой волной, силой Слова, и заново сложенный из обломков старой античной архитектуры. Это мир, о котором можно сказать словами средневекового песнопения.

Вместе с тем архитектурный фон иконы, выступающий здесь как образный аналог мира, не хаотичен. Не подверженный законам земной архитектоники, он подвержен воздействию внутренних импульсов, духовных энергий, источаемых персонажами. Подчиняясь этим импульсам, архитектурные формы иконы складываются в геометрические схемы, несомненно рассчитанные на символическое прочтение, во всяком случае, тем, «кто имеет глаза, чтобы видеть», и кто умеет «подобающе соотносить явное со скрытым»   .

В средние века в геометрии видели проявление божественной воли, иероглиф божества, который смертный должен истолковать. Тема ангела, несущего Марии весть о явлении в мир Логоса,- это тема настойчиво повторяемой горизонтали. «Бог являет себя людям в рисунке движений,- говорилось в Ареопагитиках, - прямолинейность должна пониматься как непоколебимость и неуклонность исхождения энергии». Тема Марии - это тема вместилища, готового для приятия Слова.



Далее: Мария - одушевленный храм

 →  Главная  → Иконы   → Византийская икона «Благовещение» XV века   → Действующие лица и динамика иконы Благовещения  


Иконы Византийская икона «Успение Богоматери» XV векаВизантийская икона «Благовещение» XV векаСюжет Благовещения. Апокрифы и толкованияТрадиционная иконография БлаговещенияСоотношение словесного и зрительного образовДействующие лица и динамика иконы БлаговещенияМария - одушевленный храмПространство и композиция иконы От византийской иконы к живописи Итальянского ВозрожденияФеофан ГрекДионисийПсковские письмаИконы КаргопольяИкона «Святой Прокопий Устьянский». Русский Север, начало XVIII векаИконы Рыботыцких мастеров




 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой  
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
 
  • Современная живопись
  • Древнерусская живопись и иконы
  • Русское изобразительное искусство XVIII века
  • Русское искусство первой половины XIX века
  • Русское искусство второй половины XIX века
  • Европейское изобразительное искусство
 
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2019.
Живопись, архитектура, монументальное искусство, иконы, литература
Контакты
На заметку
Карта сайта