Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература Арткласс  
 

Византийская икона «Благовещение» XV века

Мария - одушевленный храм

В песнопениях и проповедях Мария постоянно олицетворяется с «одушевленным градом», с «одушевленным храмом», с «одушевленной палатой», с «обителью, достойной Логоса», с «чертогом Логоса», с «разумным кивотом». При  этом подчеркивается, что это архитектурное вместилище «уготовано для  вшествия» . Постройка, на фоне которой помещена в иконе Мария, имеет  в данном случае значение не столько материализованной метафоры, сколько  своеобразного архитектурного alter ego героини; открытые архитектурные  проемы уподоблены открытым входам, через которые должен войти Логос.  Да и вся композиция этой «одушевленной» архитектуры выполняет роль  своеобразного звукоусилителя движений Марии, в самой ее фигуре едва  намеченных.

Мария поднялась с сиденья, выпрямилась - и высокая башня  поднялась за ее спиной двумя уступами, образуя род трона. «Царево седалище» - это еще одно из уподоблений Богоматери, встречающееся в Акафисте. Мария обернулась к Гавриилу, склонила голову и боковая пристройка повернулась влево, навстречу архангелу, а мотив наклоненной  линии карниза и полукруглый свод высокой башни повторили и усилили  едва заметный наклон головы Богоматери. В одной из песен Акафиста есть  очень смелый образ: в момент Благовещения бог сходит к Марии, преклонив небеса («преклонивый схожением небеса», Мария в иконе преклоняет перед Гавриилом кровлю здания.

Наконец, тема девушки, третьего персонажа иконы,- это любопытство  свидетельницы, стремящейся прикоснуться и убедиться. Ее выдает колонна,  которая с обескураживающей непосредственностью шагает вперед и встает  на парапет, словно протискиваясь между фигурами главных действующих лиц,- «жадно рвется к виду тайны явленной», как говорится в одном средневековом тексте.

Мир, представленный в иконе, не стабилен, не фиксирован, так же, как  не стабилен мир средневекового человека. Это мир, в котором все предметы,  по природе своей неподвижные, могут быть сдвинуты с мест силой не физического, но духовного воздействия. Это мир, где одним словом, одним  напряжением воли и веры можно заставить горы содрогнуться, воды  морские - расступиться и стены неприступной крепости - рухнуть. Это  мир, где господствуют не законы природы, но власть Слова; мир, в котором даже движением небесных сфер управляют своего рода умы или, по  терминологии Фомы Аквинского, «интеллекции». В этом смысле можно  сказать, что мир, изображенный в иконе, открыт для претворений, преображений, так же как сюжет ее открыт для перетолкований.

Есть еще один аспект структурной открытости византийской иконы.  Где происходит изображенное событие? Согласно легенде, в Назарете, в  доме Иосифа, иными словами, в некотором закрытом помещении. Однако  византийское искусство не знало изображений замкнутого архитектурного  пространства. Согласно воззрениям средневековья, дом человека – и в прямом и в переносном смысле слова (дом как земной мир) -это не убежище,  но всего лишь временное обиталище, открытое во все стороны и со всех  сторон просматриваемое господом богом, находящееся под неусыпным небесным наблюдением.

В Благовещении сама Мария поэтически олицетворялась с домом, с храмом, то есть с некоторым архитектурным пространством, которое мыслилось как замкнутое («вместилище»), в то же время границы его расширены настолько, что вмещают в себя и то, чего «не вмещают пределы неба и земли». Это и «высота, неудобовосходимая человеческими помыслы», и одновременно «глубина, неудобозримая и ангель-скими очима», это место, где «нижняя с вышними совокупляются», это лестница или мост, соединяющий землю с небом. «Радуйся, лествице небесная, еюже сниде бог; радуйся, мосте, преводяй сущих от земли на небо».



Далее: Пространство и композиция иконы

 →  Главная  → Иконы   → Византийская икона «Благовещение» XV века   → Мария - одушевленный храм  


Иконы Византийская икона «Успение Богоматери» XV векаВизантийская икона «Благовещение» XV векаСюжет Благовещения. Апокрифы и толкованияТрадиционная иконография БлаговещенияСоотношение словесного и зрительного образовДействующие лица и динамика иконы БлаговещенияМария - одушевленный храмПространство и композиция иконы От византийской иконы к живописи Итальянского ВозрожденияФеофан ГрекДионисийПсковские письмаИконы КаргопольяИкона «Святой Прокопий Устьянский». Русский Север, начало XVIII векаИконы Рыботыцких мастеров




 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой  
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
 
  • Современная живопись
  • Древнерусская живопись и иконы
  • Русское изобразительное искусство XVIII века
  • Русское искусство первой половины XIX века
  • Русское искусство второй половины XIX века
  • Европейское изобразительное искусство
 
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2019.
Живопись, архитектура, монументальное искусство, иконы, литература
Контакты
На заметку
Карта сайта