Европейское искусство | Русское искусство XVIII века | Русское искусство первой половины XIX века | Русское искусство второй половины XIX века | Советское искусство |
Иконы | Современное искусство | Литература | События | Арткласс |
Византийская икона «Благовещение» XV векаТрадиционная иконография БлаговещенияЗнаменательно, что психологическая мотивировка, так богато разработанная в литературе, в сущности, почти не выражена в изобразительном искусстве византийского круга. В иконах на сюжет Благовещения даже в XV веке, в пору наибольшей свободы и эмоциональной раскованности византийской живописи, сюжет трактовался в соответствии с традиционной иконографической формулой передачи благой вести. Эта формула знала лишь два варианта: Благовещение у колодца или источника (так называемое Протоблаговещение), где ангел изображался обычно летящим, что должно было означать, что он еще не воплотился в зримый человеческий образ. И собственно Благовещение, где Гавриил в облике крылатого юноши, ступая по земле, приближается к Марии и делает жест благословения и одновременно «жест человека, который говорит», по выражению средневекового автора. Мария отвечает ему ладонью раскрытой руки, что может обозначать и ответное приветствие, и приятие благой вести, и отклонение ее. В сущности, в византийской иконе перед нами сцена, не столько изображающая сюжетную ситуацию Благовещения, сколько обозначающая, какой из двух возможных моментов этой истории имеется в виду. Это род изобразительного либретто, которое для средневекового зрителя легко было озвучить хорошо ему знакомыми, постоянно повторявшимися текстами Евангелия, акафистов, проповедей; либретто, которое именно благодаря отсутствию психологической конкретизации мимики и жестов давало простор для толкований, порой настолько сложных и детализированных, что реализация их была вне пределов изобразительных возможностей не только средневековой живописи, но вообще живописи как вида искусства. Далее: Соотношение словесного и зрительного образов
| Иконы Византийская икона «Успение Богоматери» XV векаВизантийская икона «Благовещение» XV векаСюжет Благовещения. Апокрифы и толкованияТрадиционная иконография БлаговещенияСоотношение словесного и зрительного образовДействующие лица и динамика иконы БлаговещенияМария - одушевленный храмПространство и композиция иконы От византийской иконы к живописи Итальянского ВозрожденияФеофан ГрекДионисийПсковские письмаИконы КаргопольяИкона «Святой Прокопий Устьянский». Русский Север, начало XVIII векаИконы Рыботыцких мастеров stiralkarem.ru отзывы | |||
Европа
Иконы
Россия XVIII
Россия XIX-1
Россия XIX-2
СССР Галерея Литература События АртКласс | ||||
© Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021. Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы. |
Контакты На заметку Карта сайта |