Европейское искусство | Русское искусство XVIII века | Русское искусство первой половины XIX века | Русское искусство второй половины XIX века | Советское искусство |
Иконы | Современное искусство | Литература | События | Арткласс |
Византийская икона «Благовещение» XV векаМария - одушевленный храмВ песнопениях и проповедях Мария постоянно олицетворяется с «одушевленным градом», с «одушевленным храмом», с «одушевленной палатой», с «обителью, достойной Логоса», с «чертогом Логоса», с «разумным кивотом». При этом подчеркивается, что это архитектурное вместилище «уготовано для вшествия» . Постройка, на фоне которой помещена в иконе Мария, имеет в данном случае значение не столько материализованной метафоры, сколько своеобразного архитектурного alter ego героини; открытые архитектурные проемы уподоблены открытым входам, через которые должен войти Логос. Да и вся композиция этой «одушевленной» архитектуры выполняет роль своеобразного звукоусилителя движений Марии, в самой ее фигуре едва намеченных. Мария поднялась с сиденья, выпрямилась - и высокая башня поднялась за ее спиной двумя уступами, образуя род трона. «Царево седалище» - это еще одно из уподоблений Богоматери, встречающееся в Акафисте. Мария обернулась к Гавриилу, склонила голову и боковая пристройка повернулась влево, навстречу архангелу, а мотив наклоненной линии карниза и полукруглый свод высокой башни повторили и усилили едва заметный наклон головы Богоматери. В одной из песен Акафиста есть очень смелый образ: в момент Благовещения бог сходит к Марии, преклонив небеса («преклонивый схожением небеса», Мария в иконе преклоняет перед Гавриилом кровлю здания. Наконец, тема девушки, третьего персонажа иконы,- это любопытство свидетельницы, стремящейся прикоснуться и убедиться. Ее выдает колонна, которая с обескураживающей непосредственностью шагает вперед и встает на парапет, словно протискиваясь между фигурами главных действующих лиц,- «жадно рвется к виду тайны явленной», как говорится в одном средневековом тексте. Мир, представленный в иконе, не стабилен, не фиксирован, так же, как не стабилен мир средневекового человека. Это мир, в котором все предметы, по природе своей неподвижные, могут быть сдвинуты с мест силой не физического, но духовного воздействия. Это мир, где одним словом, одним напряжением воли и веры можно заставить горы содрогнуться, воды морские - расступиться и стены неприступной крепости - рухнуть. Это мир, где господствуют не законы природы, но власть Слова; мир, в котором даже движением небесных сфер управляют своего рода умы или, по терминологии Фомы Аквинского, «интеллекции». В этом смысле можно сказать, что мир, изображенный в иконе, открыт для претворений, преображений, так же как сюжет ее открыт для перетолкований. Есть еще один аспект структурной открытости византийской иконы. Где происходит изображенное событие? Согласно легенде, в Назарете, в доме Иосифа, иными словами, в некотором закрытом помещении. Однако византийское искусство не знало изображений замкнутого архитектурного пространства. Согласно воззрениям средневековья, дом человека – и в прямом и в переносном смысле слова (дом как земной мир) -это не убежище, но всего лишь временное обиталище, открытое во все стороны и со всех сторон просматриваемое господом богом, находящееся под неусыпным небесным наблюдением. В Благовещении сама Мария поэтически олицетворялась с домом, с храмом, то есть с некоторым архитектурным пространством, которое мыслилось как замкнутое («вместилище»), в то же время границы его расширены настолько, что вмещают в себя и то, чего «не вмещают пределы неба и земли». Это и «высота, неудобовосходимая человеческими помыслы», и одновременно «глубина, неудобозримая и ангель-скими очима», это место, где «нижняя с вышними совокупляются», это лестница или мост, соединяющий землю с небом. «Радуйся, лествице небесная, еюже сниде бог; радуйся, мосте, преводяй сущих от земли на небо». Далее: Пространство и композиция иконы
| Иконы Византийская икона «Успение Богоматери» XV векаВизантийская икона «Благовещение» XV векаСюжет Благовещения. Апокрифы и толкованияТрадиционная иконография БлаговещенияСоотношение словесного и зрительного образовДействующие лица и динамика иконы БлаговещенияМария - одушевленный храмПространство и композиция иконы От византийской иконы к живописи Итальянского ВозрожденияФеофан ГрекДионисийПсковские письмаИконы КаргопольяИкона «Святой Прокопий Устьянский». Русский Север, начало XVIII векаИконы Рыботыцких мастеров | |||
Европа
Иконы
Россия XVIII
Россия XIX-1
Россия XIX-2
СССР Галерея Литература События АртКласс | ||||
© Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021. Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы. |
Контакты На заметку Карта сайта |