Европейское искусство | Русское искусство XVIII века | Русское искусство первой половины XIX века | Русское искусство второй половины XIX века | Советское искусство |
Иконы | Современное искусство | Литература | События | Арткласс |
Византийская икона «Благовещение» XV векаСоотношение словесного и зрительного образовСохранились средневековые описания изображений Благовещения. Хотя они относятся к более раннему времени, тем не менее они дают представление о том, как могла и как должна была восприниматься икона, относящаяся к XV столетию. «Пораженная неожиданным появлением Гавриила, Мария поднялась с сиденья... Она выпрямилась, как бы готовясь выслушать царский приказ, смиряясь перед необходимостью расплаты за грех Евы... Слова архангела коснулись ее слуха, проникли в ее сознание, захватили ее рассудок, тронули ее сердце, она взволнована, в ее девственной душе возникают мысли. Она размышляет над тем, что должно означать это приветствие...». Зрительно все это в иконе не явлено, как и в мозаике церкви Апостолов в Константинополе, о которой идет речь. Перед нами пример интерпретации средневекового живописного произведения средневековым зрителем. Во всяком изображении, иллюстрирующем текст, неизбежно наличествует некоторое несовпадение между тем, что представлено в зрительном образе, и словесно сформулированным содержанием, которое этот зрительный образ должен выразить. В искусстве нового времени начиная с эпохи Возрождения при всем многообразии эстетических теорий и художественных решений в качестве основного постулата сохраняется представление о том, что содержание, сформулированное словесно, визуально воплотимо; и в более общем плане, что все изображаемое - изобразимо. Одно из основных положений средневековой и прежде всего византийской эстетики - это учение о принципиальной неадекватности изображенного изображаемому. В сущности, именно к этой проблеме сводились споры об изобразимости и неизобразимости божества, о соотношении первообраза и подобия. Зримый образ не может и не должен воплощать все содержание, он представляет собой лишь одну из степеней приближения, лишь знак, за которым должно раскрыться иное. Это иное необходимо не столько увидеть, сколько угадать в изображении, которое может лишь «приоткрыть завесу над сокрытой истиной». Поэтому всякое изображение всегда априори рассчитано на истолкование, комментирование, мысленное дополнение, на прочтение в нем некоторого зрительно недовоплощенного текста. В этом смысле можно сказать, что византийская икона при строгой фиксированности иконографической формулы по самой структуре своей, по своему образному смыслу представляет собой феномен, предельно открытый для сюжетно-смысловых интерпретаций. Вопрос о соотношении словесного и зрительного образа - один из основных в средневековой эстетике, поскольку он связан с учением о воплощении Бога-Слова в телесном, человеческом облике. Таинство воплощения составляет второй, более глубинный аспект сюжета иконы «Благовещение». Далее: Действующие лица и динамика иконы Благовещения
| Иконы Византийская икона «Успение Богоматери» XV векаВизантийская икона «Благовещение» XV векаСюжет Благовещения. Апокрифы и толкованияТрадиционная иконография БлаговещенияСоотношение словесного и зрительного образовДействующие лица и динамика иконы БлаговещенияМария - одушевленный храмПространство и композиция иконы От византийской иконы к живописи Итальянского ВозрожденияФеофан ГрекДионисийПсковские письмаИконы КаргопольяИкона «Святой Прокопий Устьянский». Русский Север, начало XVIII векаИконы Рыботыцких мастеров | |||
Европа
Иконы
Россия XVIII
Россия XIX-1
Россия XIX-2
СССР Галерея Литература События АртКласс | ||||
© Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021. Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы. |
Контакты На заметку Карта сайта |