Русское искусство XVIII века: живопись, графика, скульптура
Русская живопись начала XVIII века Русская культура XVIII столетия развивалась и крепла, выражая и пафос невиданного до того грандиозного государственного строительства, и идеи общественного долга, и растущий интерес к человеческой личности. Эти ее особенности определили прогрессивный характер изобразительного искусства той поры. Оно освободилось от церковно-религиозных форм и представлении и открыто обратилось к реальной действительности...
Карло Бартоломео Растрелли Среди видных мастеров начала XVIII века, нашедших в России вторую родину, особенно выделяется Карло Бартоломео Растрелли. Он приехал в 1716 г. на три года по договору, по окончании срока которого остался в России навсегда. В России он выполнил портреты, основанные на реалистическом восприятии действительности. Правдивая трактовка внутреннего мира человека сообщает произведениям необычайную силу эмоционального воздействия...
Русская живопись в 1730-1750 годы Русское искусство сохранило свой реалистический характер и в 1730-х гг., в тяжелый период «бироновщины». В эти годы формировалось творчество крупных русских художников, которые позже создали ряд выдающихся произведений. Видное место в художественной жизни 1730 — 1740-х гг. занимал Иван Яковлевич Вишняков, «искусный в писании фигур», начальник живописной команды Канцелярии от строений, руководитель многих мастеров русского искусства. Значительным художником этого периода являлся Алексей Петрович Антропов...
Иностранные художники в России в XVIII веке Для становления русской скульптуры много сделал Никола Франсуа Жилле, талантливый французский скульптор, преподаватель петербургской Академии художеств. Н.-Ф. Жилле много сделал для разработки системы преподавания. Он обучал своих учеников основным законам мастерства, воспитывал любовь к работе с натуры и всесторонне развивал индивидуальные творческие способности и склонности каждого из них. Из школы Жилле вышла плеяда выдающихся русских скульпторов: Ф. Г. Гордеев, Ф. Ф. Щедрин, Ф. И. Шубин, М. И. Козловский, И. П. Мартос, И. П. Прокофьев...
Русская портретная живопись и скульптура 1760-1770 годов Произведения Федора Степановича Рокотова свидетельствуют о наступлении нового этапа в развитии портретного жанра. Для художника характерны глубокое проникновение во внутренний мир человека, артистическая зрелость живописной манеры. Серьезное, внимательное изучение характерных черт человека, усвоенное на уроках Антропова, проявилось в картинах Петра Семеновича Дрождина. Крепостной Михаил Шибанов с исключительным мастерством исполнил портреты Екатерины II в дорожном костюме и ее фаворита А. М. Дмитриева-Мамонова. Своеобразные черты дарования и творческого метода Феодосия Щедрина ярко раскрываются в мраморной статуе «Моющаяся Венера»...
Создание Академии Художеств Русское изобразительное искусство середины XVIII века представлено многими выдающимися художниками. Их, как и всех передовых людей общества, не могли не волновать вопросы социального устройства страны, проблемы нравственного достоинства человека. Портретная живопись не давала возможности полностью ответить на эти вопросы. Только в сюжетных композициях можно было изобразить людей в их взаимоотношениях, дать оценку их действий. Основной сферой воплощения глубокого идейного содержания в искусстве XVIII в. стал исторический жанр (в живописи и в скульптуре). Именно произведениям этого жанра было уделено главное место в творческой и педагогической деятельности Академии художеств с момента ее основания...
Антон Павлович Лосенко Антон Павлович Лосенко происходил из крестьянской семьи. Его детские годы прошли на Украине, затем в Петербурге, в придворном хоре певчих. Он учился у И. П. Аргунова, потом в Академии художеств. В двух заграничных командировках он хорошо ознакомился классическим и современным искусством, с памятниками античной культуры. Уже в ранней работе «Жертвоприношение Авраамово» Лосенко создал полную движения композицию и вместе с тем проявил болыпой интерес к изучению натуры...
Историческая и жанровая живопись второй половины XVIII века К исторической живописи причисляли в XVIII в. и произведения на сюжеты из античной мифологии. К таким сюжетам часто обращались в своем творчестве виднейшие мастера академического искусства 1770 — 1780-х гг. Петр Иванович Соколов и Иван Акимович Акимов. Они работали в годы, когда усиление правительственной реакции (последовавшее за подавлением крестьянской войны под руководством Е. И. Пугачева) лишило художников возможности ставить острые вопросы современности в исторических картинах.
Федот Иванович Шубин Ведущая роль в развитии скульптуры второй половины XVIII в. принадлежит творчеству земляка М. В. Ломоносова — Федота Ивановича Шубина (1740 — 1805), выдающегося мастера реалистического портрета. Шубин создал обширную портретную галерею, запечатлев в мраморе многих крупных деятелей своего времени. Он с большой остротой и реалистической правдивостью передал их индивидуальный и социальный облик.
Дмитрий Григорьевич Левицкий "Ко второй половине XVIII в. относится расцвет блестящего дарования Дмитрия Григорьевича Левицкого. Он родился и вырос на Украине. Левицкий с ранних лет имел возможность серьезно подготовиться к занятиям искусством; учителями его были отец, Григорий Нос-Левицкий, выдающийся мастер украинской гравюры, и А. П. Антропов. "
Михаил Иванович Козловский В Белоколонном зале Русского музея представлены скульптуры одного из наиболее ярких представителей раннего классицизма Михаила Ивановича Козловского, сына «галерного флота трубачевского мастера». Десяти лет Козловский поступил в Академию художеств, по окончании которой был награжден Большой золотой медалью и получил право на поездку за границу.
Русская портретная живопись на рубеже XVIII и XIX веков "Выдающаяся роль в развитии русской портретной живописи на рубеже XVIII и XIX столетий принадлежала Владимиру Лукичу Боровиковскому. Его молодость прошла на Украине; после переезда в Петербург с полной силой раскрылось замечательное дарование Боровиковского. Он воплотил в своих работах новое для русского искусства понимание человека."
Русская скульптура конца XVIII - первой половины XIX века Большое значение в развитии русской скульптуры конца XVIII — первой половины XIX в. имело творчество Ивана Петровича Мартоса. Его произведения пользовались признанием у современников. Долгие годы занимаясь преподаванием в Академии художеств, Мартос имел много последователей и учеников. Ярко выраженной индивидуальностыо обладал также и младший представитель знаменитой плеяды скульпторов XVIII в. Иван Прокофьевич Прокофьев, происходивший из семьи «закройного мастера по конюшенной части». В шестилетнем возрасте он был уже определен в Академию художеств, где занимался под руководством Жилле, позднее — Гордеева.
Русская академическая живопись конца XVIII — первой половины XIX века Первыми, в их исторической последовательности, произведениями, с которыми следует ознакомиться, являются картины Григория Ивановича Угрюмова. Своим творчеством Угрюмов продолжил работу над созданием монументальной, героической по содержанию картины, начатую до него Лосенко, Акимовым и другими деятелями первого этапа развития академического искусства.
|