Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Современное искусство Европейское искусство Русское искусство Советское искусство  
  Иконы Архитектура Литература Арткласс  
 

Русская академическая живопись конца XVIII — первой половины XIX века

Произведения живописи и скульптуры, принадлежащие мастерам академической школы конца XVIII — первой половины XIX в. трех поколений, позволяют судить об изменениях, которые произошли в академическом искусстве за полувековой период.

Григорий Иванович Угрюмов

Первыми, в их исторической последовательности, произведениями, с которыми следует ознакомиться, являются картины Григория Ивановича Угрюмова (1764 — 1823). Своим творчеством Угрюмов продолжил работу над созданием монументальной, героической по содержанию картины, начатую до него Лосенко, Акимовым и другими деятелями первого этапа развития академического искусства.

Г.И.Угрюмов. Взятие Казани войсками Ивана Грозного в 1552 году
Г.И.Угрюмов. Взятие Казани войсками Ивана Грозного в 1552 году
Государственный Русский музей

В картине «Взятие Казани войсками Ивана Грозного в 1552 году» не позднее 1800) воспроизведено одно из значительных событий русской истории. Угрюмов представил заключительный эпизод сражения, изобразив молодого Ивана, горделиво сидящего на коне и окруженного воинами, и коленопреклоненного Едигера, последнего хана Казани, сопровождаемого женами. Пламя и дым городских пожаров в глубине картины напоминают о только что законченной нелегкой битве.

Прославлению доблести мужественных защитников родины посвящена также вторая картина Угрюмова «Торжественный въезд в город Псков Александра Невского после одержанной над немецкими рыцарями победы» (1793 или 1794) . Пафос победы над врагом передан художником в сцене радостной встречи победителей жителями освобожденного города. Следует также отметить интересную попытку художника передать национальный характер некоторых фигур.

В картине «Испытание князем Владимиром силы русского богатыря Яна Усмаря перед поединком его с печенежским богатырем» (1797) Угрюмов воссоздал образ популярного героя народных легенд и летописей, юного силача Яна Усмаря.

Картинам Угрюмова присущи многие условности, характерные для искусства того времени: группировка главных действующих лиц на переднем плане, выделение их при помощи освещения, не оправданного естественными условиями, и т. п.; имеются также исторические несоответствия в изображении местности, обстановки, костюмов, объясняющиеся существовавшим в ту эпоху уровнем знаний о прошлом страны. Однако все это не заслоняет главного в творчестве Угрюмова: идейной значительности его произведений, отвечавшей патриотическим настроениям передовой части общества, монументальной силы и величия созданных им образов.


Русские пейзажисты

К концу XVIII в. наряду с исторической картиной достигла больших успехов пейзажная живопись. Одно из первых мест среди пейзажистов этого времени занимает Семен Федорович Щедрин (1745 — 1804). Виды парков и пригородов Петербурга, созданные этим художником («Вид Каменноостровского дворца», 1803 и др.), при некоторых условностях, во многом правдивы и отличаются поэтичностью восприятия природы.

К наиболее тонким по настроению и совершенным по мастерству произведениям пейзажной живописи конца столетия принадлежит написанный известным архитектором Андреем Никифоровичем Воронихиным (1759 — 1814) «Вид Строгановой дачи» (1797). Воронихин изобразил не только построенное им здание на Большой Невке в Петербурге, но и прилегающий участок парка. Он передал разнообразие и красоту прибрежной местности, гармонирующей с изящной и строгой архитектурой.

Успешное развитие русской пейзажной живописи в 1790 — 1800-х гг. характеризуется также работами художников М. М. Иванова, Ф. М. Матвеева и Ф. Я. Алексеева.

Ф.М.Матвеев. Вид на Лаго Маджоре
Ф.М.Матвеев. Вид на Лаго Маджоре
Государственный Русский музей

Величественная панорама, открывающаяся в картине Федора Михайловича Матвеева (1758 — 1826) «Вид на Лаго Маджоре» (1808), уводит взгляд зрителя к голубоватой цепи гор, отдаленность которой подчеркнута мощными деревьями переднего плана. Матвеев подчинял композицию произведений строгому расчету, соблюдая деление на планы и тем самым внося в свои пейзажи элементы искусственности и декоративности. В то же время широкий охват пространства и обусловленная этим возможность обобщений позволяли художнику придавать видам торжественный героический характер.

Подобными же чертами обладают два однородных по мотиву пейзажа, написанных Матвеевым в 1819 г.,— «Водопад Иматра в Финляндии» и «Водопад в Велико» (Италия). В этих картинах художника почти совсем не занимает конкретный характер местности, определяемый географическими или климатическими условиями, зато с большой выразительностью переданы общие черты: дикая, неприступная природа, могучие деревья, стремительность водного потока.

В отличие от Матвеева, который отобразил в своих картинах главным образом природу Италии и Швейцарии, Федор Яковлевич Алексеев (1753 — 1824) большую часть произведений посвятил России. Художник избрал специальный род живописи — архитектурный пейзаж. Результатом путешествия по стране явились виды городов Николаева, Бахчисарая и других.

Ф.Я.Алексеев. Вид Бахчисарая
Ф.Я.Алексеев. Вид Бахчисарая
Государственный Русский музей

«Площадь в городе Николаеве» (конец 1790-х гг.) позволяет судить о своеобразии творчества Алексеева. Художник внимательно переносит в картину специфические особенности места, изображение города носит «портретный» характер. «Вид Бахчисарая» (конец 1790-х гг.) также передает конкретные черты местности — типичные постройки, кипарисы, скалистые горы Крыма. Живость и теплоту пейзажам сообщают многочисленные бытовые сценки.

Среди работ художника наибольшую известность приобрели виды Петербурга, к изображению которого он возвращался не раз в течение своей жизни. «Вид Английской набережной» (1810-е гг.) дает представление о живописной манере Алексеева. В сочетании зеленовато-бурых тонов, в легком свободном мазке мастер находит средства, чтобы вызвать ощущение насыщенного влагой воздуха, медленного течения Невы, передать красоту архитектурных ансамблей.

Неотделима от этого образа, органически дополняя его, жизнь людей, отображенная в картине: она видна повсюду — на набережной, у причалов, на балконах домов, на палубах кораблей. Это придает удивительную неизменность городским пейзажам и позволяет видеть в художнике одного из зачинателей русского лирического пейзажа.

А.Н.Савинов



 →  Главная  → Русское искусство: живопись, графика, скульптура   → Русская академическая живопись конца XVIII — первой половины XIX века  


Русское искусство Русская живопись начала XVIII векаКарло Бартоломео РастреллиРусская живопись в 1730-1750 годыИностранные художники в России в XVIII векеРусская портретная живопись и скульптура 1760-1770 годовСоздание Академии ХудожествАнтон Павлович ЛосенкоИсторическая и жанровая живопись второй половины XVIII векаФедот Иванович ШубинДмитрий Григорьевич ЛевицкийМихаил Иванович КозловскийРусская портретная живопись на рубеже XVIII и XIX вековРусская скульптура конца XVIII - первой половины XIX векаРусская академическая живопись конца XVIII — первой половины XIX века




 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой  
  Галерея    События    Диалоги    Европа    Россия    СССР    Иконы    Архитектура    Литература    АртКласс  
 
  • Современная живопись
  • Пейзажи и зарисовки с натуры
  • Храм Ирины в Константинополе
  • Живопись Олега Иващенко
  • Коринфский ордер
  • Современная живопись
  • Архитектура набатейского храма Петры Каср Бинт Фараун
  • Современная живопись
 
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2016.
Живопись, архитектура, монументальное искусство, иконы, литература
Контакты
Обратная связь
Карта сайта