Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

Русская академическая живопись конца XVIII — первой половины XIX века

Произведения живописи и скульптуры, принадлежащие мастерам академической школы конца XVIII — первой половины XIX в. трех поколений, позволяют судить об изменениях, которые произошли в академическом искусстве за полувековой период.

Григорий Иванович Угрюмов

Первыми, в их исторической последовательности, произведениями, с которыми следует ознакомиться, являются картины Григория Ивановича Угрюмова (1764 — 1823). Своим творчеством Угрюмов продолжил работу над созданием монументальной, героической по содержанию картины, начатую до него Лосенко, Акимовым и другими деятелями первого этапа развития академического искусства.

Г.И.Угрюмов. Взятие Казани войсками Ивана Грозного в 1552 году
Г.И.Угрюмов. Взятие Казани войсками Ивана Грозного в 1552 году
Государственный Русский музей

В картине «Взятие Казани войсками Ивана Грозного в 1552 году» не позднее 1800) воспроизведено одно из значительных событий русской истории. Угрюмов представил заключительный эпизод сражения, изобразив молодого Ивана, горделиво сидящего на коне и окруженного воинами, и коленопреклоненного Едигера, последнего хана Казани, сопровождаемого женами. Пламя и дым городских пожаров в глубине картины напоминают о только что законченной нелегкой битве.

Прославлению доблести мужественных защитников родины посвящена также вторая картина Угрюмова «Торжественный въезд в город Псков Александра Невского после одержанной над немецкими рыцарями победы» (1793 или 1794) . Пафос победы над врагом передан художником в сцене радостной встречи победителей жителями освобожденного города. Следует также отметить интересную попытку художника передать национальный характер некоторых фигур.

В картине «Испытание князем Владимиром силы русского богатыря Яна Усмаря перед поединком его с печенежским богатырем» (1797) Угрюмов воссоздал образ популярного героя народных легенд и летописей, юного силача Яна Усмаря.

Картинам Угрюмова присущи многие условности, характерные для искусства того времени: группировка главных действующих лиц на переднем плане, выделение их при помощи освещения, не оправданного естественными условиями, и т. п.; имеются также исторические несоответствия в изображении местности, обстановки, костюмов, объясняющиеся существовавшим в ту эпоху уровнем знаний о прошлом страны. Однако все это не заслоняет главного в творчестве Угрюмова: идейной значительности его произведений, отвечавшей патриотическим настроениям передовой части общества, монументальной силы и величия созданных им образов.


Русские пейзажисты

К концу XVIII в. наряду с исторической картиной достигла больших успехов пейзажная живопись. Одно из первых мест среди пейзажистов этого времени занимает Семен Федорович Щедрин (1745 — 1804). Виды парков и пригородов Петербурга, созданные этим художником («Вид Каменноостровского дворца», 1803 и др.), при некоторых условностях, во многом правдивы и отличаются поэтичностью восприятия природы.

К наиболее тонким по настроению и совершенным по мастерству произведениям пейзажной живописи конца столетия принадлежит написанный известным архитектором Андреем Никифоровичем Воронихиным (1759 — 1814) «Вид Строгановой дачи» (1797). Воронихин изобразил не только построенное им здание на Большой Невке в Петербурге, но и прилегающий участок парка. Он передал разнообразие и красоту прибрежной местности, гармонирующей с изящной и строгой архитектурой.

Успешное развитие русской пейзажной живописи в 1790 — 1800-х гг. характеризуется также работами художников М. М. Иванова, Ф. М. Матвеева и Ф. Я. Алексеева.

Ф.М.Матвеев. Вид на Лаго Маджоре
Ф.М.Матвеев. Вид на Лаго Маджоре
Государственный Русский музей

Величественная панорама, открывающаяся в картине Федора Михайловича Матвеева (1758 — 1826) «Вид на Лаго Маджоре» (1808), уводит взгляд зрителя к голубоватой цепи гор, отдаленность которой подчеркнута мощными деревьями переднего плана. Матвеев подчинял композицию произведений строгому расчету, соблюдая деление на планы и тем самым внося в свои пейзажи элементы искусственности и декоративности. В то же время широкий охват пространства и обусловленная этим возможность обобщений позволяли художнику придавать видам торжественный героический характер.

Подобными же чертами обладают два однородных по мотиву пейзажа, написанных Матвеевым в 1819 г.,— «Водопад Иматра в Финляндии» и «Водопад в Велико» (Италия). В этих картинах художника почти совсем не занимает конкретный характер местности, определяемый географическими или климатическими условиями, зато с большой выразительностью переданы общие черты: дикая, неприступная природа, могучие деревья, стремительность водного потока.

В отличие от Матвеева, который отобразил в своих картинах главным образом природу Италии и Швейцарии, Федор Яковлевич Алексеев (1753 — 1824) большую часть произведений посвятил России. Художник избрал специальный род живописи — архитектурный пейзаж. Результатом путешествия по стране явились виды городов Николаева, Бахчисарая и других.

Ф.Я.Алексеев. Вид Бахчисарая
Ф.Я.Алексеев. Вид Бахчисарая
Государственный Русский музей

«Площадь в городе Николаеве» (конец 1790-х гг.) позволяет судить о своеобразии творчества Алексеева. Художник внимательно переносит в картину специфические особенности места, изображение города носит «портретный» характер. «Вид Бахчисарая» (конец 1790-х гг.) также передает конкретные черты местности — типичные постройки, кипарисы, скалистые горы Крыма. Живость и теплоту пейзажам сообщают многочисленные бытовые сценки.

Среди работ художника наибольшую известность приобрели виды Петербурга, к изображению которого он возвращался не раз в течение своей жизни. «Вид Английской набережной» (1810-е гг.) дает представление о живописной манере Алексеева. В сочетании зеленовато-бурых тонов, в легком свободном мазке мастер находит средства, чтобы вызвать ощущение насыщенного влагой воздуха, медленного течения Невы, передать красоту архитектурных ансамблей.

Неотделима от этого образа, органически дополняя его, жизнь людей, отображенная в картине: она видна повсюду — на набережной, у причалов, на балконах домов, на палубах кораблей. Это придает удивительную неизменность городским пейзажам и позволяет видеть в художнике одного из зачинателей русского лирического пейзажа.

А.Н.Савинов



 →  Главная  → Русское искусство XVIII века: живопись, графика, скульптура   → Русская академическая живопись конца XVIII — первой половины XIX века  


Русское искусство XVII век Русская живопись начала XVIII векаКарло Бартоломео РастреллиРусская живопись в 1730-1750 годыИностранные художники в России в XVIII векеРусская портретная живопись и скульптура 1760-1770 годовСоздание Академии ХудожествАнтон Павлович ЛосенкоИсторическая и жанровая живопись второй половины XVIII векаФедот Иванович ШубинДмитрий Григорьевич ЛевицкийМихаил Иванович КозловскийРусская портретная живопись на рубеже XVIII и XIX вековРусская скульптура конца XVIII - первой половины XIX векаРусская академическая живопись конца XVIII — первой половины XIX века




 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой  
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
 
  • Современная живопись
  • Древнерусская живопись и иконы
  • Русское изобразительное искусство XVIII века
  • Русское искусство первой половины XIX века
  • Русское искусство второй половины XIX века
  • Европейское изобразительное искусство
 
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2019.
Живопись, архитектура, монументальное искусство, иконы, литература
Контакты
На заметку
Карта сайта