Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

Федот Иванович Шубин

Ведущая роль в развитии скульптуры второй половины XVIII в. принадлежит творчеству земляка М. В. Ломоносова — Федота Ивановича Шубина (1740 — 1805), выдающегося мастера реалистического портрета. Шубин создал обширную портретную галерею, запечатлев в мраморе многих крупных деятелей своего времени. Он с большой остротой и реалистической правдивостью передал их индивидуальный и социальный облик.

Реалистическая направленность творчества Шубина исходит из традиций народного искусства, с которыми он был связан с раннего детства. Шубин родился близ Холмогор в рыбацком поселке Денисовке (ныне с. Ломоносово). В юные годы он занимался рыбной ловлей, а свободное время вместе с братьями посвящал резьбе по перламутру и кости. Эта работа способствовала развитию его таланта.

После смерти отца девятнадцатилетний юноша покинул родные места, уйдя с обозом в столицу. В Петербурге будущий скульптор был определен ко двору ее величества в истопники, а затем при помощи Ломоносова, обратившего внимание президента Академии художеств Шувалова на способности своего земляка, был «истребован от придворной конторы в Академии художеств... за усмотрением различными особами в нем в резьбе по кости и перламутре надежды». В 1766 г. Шубин окончил Академию с золотой медалью, дающей ему право на заграничную поездку.

В ранних работах, исполненных Шубиным за границей, заметно еще влияние античной скульптуры, которую он в то время внимательно изучал. В портрете А. Г. Орлова-Чесменского (1771, мрамор) это сказалось как в строгости композиции, так и в некоторой идеализации портретируемого. Но характерное для творчества Шубина стремление изобразить натуру со свойственными ей одной индивидуальными особенностями уже намечается в этом бюсте.

Ф.И.Шубин. Портрет вице-канцлера А. М. Голицына
Ф.И.Шубин. Портрет вице-канцлера А. М. Голицына
Государственный Русский музей

В портрете вице-канцлера А. М. Голицына (1773, гипс, Поверхность гипса экземляра в Русском музее во многих местах повреждена. Мраморный экземпляр хранится в Третьяковской галерее.), сделанном по возвращении из-за границы. мастер дал яркий образ русского вельможи XVIII в. Он подчеркнул утонченное светское изящество и изысканную элегантность Голицы на.

Дальнейшее развитие творчества Шубина шло по пути все более глубокого объективного раскрытия образа человека. Мастеру совершенно чуждо стремление угодить портретируемому. Он правдив и искренен в своем творчестве. В этом отношении особенно интересен бюст полицеймейстера Е. М. Чулкова (1792, мрамор). Скульптор правдиво и метко передал его отталкивающие черты.

В 80 — 90-х гг. мастер создал большое количество портретов (см. его работы в зале 10), Они отличаются убедительностью, глубокой эмоциональностью и жизненностью образов. Таковы исполненные в мраморе бюсты П. А. Румянцева Задунайского (1785), Екатерины II, В. А. Чичагова (1791) и другие. С чувством искренней симпатии изображен М. В. Ломоносов (1792, гипс). В живом улыбающемся лице великого ученого воплощена ясная и глубокая мысль.

Почти все произведения Шубина выполнены в мраморе. При помощи разнообразной обработки камня скульптор сообщал портретам изумительную жизненную выразительность. Предельно убедительно передавал он вялость мускулов старческого лица, эластичность или дряблость кожи, пышность волос, а также материальность тяжелых тканей, легких кружев, пушистого меха.

Ф.И.Шубин. Портрет Павла I
Ф.И.Шубин. Портрет Павла I
Государственный Русский музей

С течением времени Шубин все глубже проникал в сущность характера портретируемых, остро подчеркивая их индивидуальные черты, характеризуя с предельной полнотой душевный мир человека во всей его многогранности. Об этом свидетельствуют портреты Павла I (мрамор) и дипломата канцлера А. А. Безбородко (ок. 1798, мрамор). Шубин правдиво и убедительно раскрыл сложный, полный внутренних противоречий образ Павла I, смело передав его физическое уродство и душевную неуравновешенность. В открытом, спокойном, оживленном легкой улыбкой лице Безбородко отражены тонкий ум, большая воля, энергия, самоуверенность.

По заказу Г. A. Потемкина Таврического Шубин исполнил для его дворца в Петербурге официальный парадный портрет — статую Екатерины II (1789 — '1790, мрамор), которую изобразил в виде царицы-законодательницы, о чем свидетельствует лежащий на полуколонне раскрытый свод законов. По замыслу произведение близко к живописному портрету Екатерины II работы Левицкого. Но даже в этом парадном портрете — идеальном образе просвещенной монархини — Шубин правдиво передал пропорции фигуры Екатерины II и лишь немного приукрасил черты ее лица.

Мастер работал и в области декоративной скульптуры. Находящиеся в нижнем вестибюле музея две мраморные статуи «Весеннее равноденствие» (1780) и «Вечер» (1781-1782) были исполнены для парадной лестницы Мраморного дворца.

Л.С.Пушникова



Далее: Дмитрий Григорьевич Левицкий

 →  Главная  → Русское искусство XVIII века: живопись, графика, скульптура   → Федот Иванович Шубин  


Русское искусство XVII век Русская живопись начала XVIII векаКарло Бартоломео РастреллиРусская живопись в 1730-1750 годыИностранные художники в России в XVIII векеРусская портретная живопись и скульптура 1760-1770 годовСоздание Академии ХудожествАнтон Павлович ЛосенкоИсторическая и жанровая живопись второй половины XVIII векаФедот Иванович ШубинДмитрий Григорьевич ЛевицкийМихаил Иванович КозловскийРусская портретная живопись на рубеже XVIII и XIX вековРусская скульптура конца XVIII - первой половины XIX векаРусская академическая живопись конца XVIII — первой половины XIX века




 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой  
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
 
  • Современная живопись
  • Древнерусская живопись и иконы
  • Русское изобразительное искусство XVIII века
  • Русское искусство первой половины XIX века
  • Русское искусство второй половины XIX века
  • Европейское изобразительное искусство
 
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2019.
Живопись, архитектура, монументальное искусство, иконы, литература
Контакты
На заметку
Карта сайта